Как работает абсорбер топливных паров?

Содержание

Адсорбер: устройство и принцип работы — неисправности и их устранение

Как работает абсорбер топливных паров?

При контакте бензина с воздухом происходит выделение паров, которые, попадая в атмосферу, ухудшают экологию. Для их улавливания в вентиляционной системе бензобака устанавливается адсорбер. В ряде европейских стран применение этого устройства в автомобиле обязательно на законодательном уровне и определяется действием экологических стандартов Евро-2 и выше. Зная устройство адсорбер и зачем он необходим, вы сможете легко определить неисправности, а также лучше понять его преимущества.

Как работает система улавливания бензиновых паров Lada Kalina

Система EVAP, о которой идет речь, создана с целью предотвращения выброса вредных паров бензина в окружающую атмосферу, образующихся вследствие испарения топлива, в ее состав входит:

  • клапан отсечки топливоподачи;
  • адсорбер;
  • электромагнитный клапан для продувки абсорбирующего элемента;
  • соединяющие трубопроводы.

Самым главным компонентом в системе является адсорбер (его еще называют угольным фильтром), основу которого составляет активированный непищевой уголь, заключенный в пластмассовый корпус. Образовавшиеся бензиновые пары поглощаются углем абсорбирующего элемента, постепенно в нем скапливаясь. В момент запуска двигателя включается клапан продувки адсорбера (КПА), и за счет разрежения все скопившиеся пары поступают во впускной коллектор, а затем сгорают.

На Ладе Калине адсорбер расположен в районе бензобака, и добраться до него очень непросто. Чтобы демонтировать этот элемент EVAP, необходимо снимать топливный бак, а вот КПА находится в доступном месте – клапан размещается в моторном отсеке, в непосредственной близости от аккумулятора, на задней стенке корпуса воздушного фильтра. Следует отметить, что у турбированных моторов во впускном коллекторе разрежение не создается, и чтобы направить принудительно пары в нужном направлении, в схему включен дополнительный двухходовой клапан.

Без электронного управления

Как учит теория, около 20% выбросов углеводородов (CH) от автомобилей дает испарение топлива. Система улавливания паров топлива (EVAP — от «evaporative») служит для их накопления и утилизации, не допуская попадания непосредственно в атмосферу. Пары образуются в баке при повышении температуры топлива (особенно в схемах с линий возврата топлива от коллектора), с увеличением давления они начинают поступать в адсорбер с активированным углем. На режимах, когда двигатель сможет нормально воспринять дополнительное обогащение смеси, эти накопленные пары «продуваются» во впускной коллектор и добавляются к заряду топливовоздушной смеси для сжигания в цилиндрах.

Первые системы улавливания паров топлива появилась на тойотах еще в карбюраторную эпоху и активно применялись до первой половины 1990-х.

Система раннего типа включала следующие компоненты: — топливный бак, — крышка горловины с вакуумным обратным клапаном, — адсорбер с набором обратных клапанов, — термопневмоклапан (BVSV, TVV), — порт EVAP в корпусе дроссельной заслонки.

В некоторых случаях, в баке должно иметься небольшое избыточное давление, уменьшающее вероятность кавитации топливного насоса. Это давление создается за счет линии возврата топлива и поддерживается обратным клапаном 2 адсорбера и обратным клапаном в крышке. При падении уровня топлива в баке, в нем может создаться разрежение, в худшем случае приводящее к его схлопыванию. Для предотвращения этого атмосферный воздух поступает в бак через обратный клапан 3 адсорбера или клапан в крышке горловины. Таким образом EVAP препятствует созданию чрезмерного давления или разрежения в баке.

При работе двигателя, температуре охлаждающей жидкости выше ~54°C и открытии дроссельной заслонки за порт продувки, скопившиеся пары топлива из зоны повышенного давления в адсорбере проходят через обратный клапан 1 и термопневмоклапан, попадая в зону разрежения за дроссельной заслонкой. Атмосферный воздух поступает напрямую в адсорбер через фильтр, чтобы обеспечить собственно сквозную продувку при подаче разрежения на адсорбер. При температуре ниже ~35°C термопневмоклапан закрывается и блокирует подвод разрежения к клапану 1.

С электронным управлением, без функций контроля / 1 VSV

Для обеспечения более точного управления влиянием EVAP на состав смеси и работу двигателя, появилась первая схема с электронным управлением, с электропневмоклапаном вместо термопневмоклапана. Пары топлива аналогичным образом поступают под действием разрежения во впускной коллектор (при температуре охлаждающей жидкости выше ~54°C и работе в режиме с обратной связью), при этом ECM может изменять ширину подаваемых на клапан импульсов, регулируя интенсивность потока паров.

Простейшая самодиагностика здесь относится к электрической части клапана:

P0443 — Evaporative Emission Control System Purge Control Valve Circuit
Нет соответствующего отклика на команды ECM

Данная схема на протяжении более 20 лет успешно работает на моделях для японского и европейского рынков, практически не создавая проблем в эксплуатации.

С электронным управлением, с функцией контроля / 2VSV, датчик давления паров

Но родоначальники OBD не остановились на достигнутом и пополнили очередную схему еще одним электропневмоклапаном и датчиком давления паров топлива.

Когда клапан датчика закрыт, ECM имеет возможность замерять давление паров в баке, когда открыт — давление паров в адсорбере. При открытии клапана продувки давление паров в адсорбере должно уменьшаться, если же этого не происходит, то ECM определяет «заедание в закрытом положении» клапана продувки. На следующем этапе ECM проверяет давление паров в адсорбере при выключенном клапане продувки, если давление остается низким, то ECM определяет «заедание в открытом положении».

P0440 — Evaporative Emission Control System Malfunction
Давление в баке соответствует атмосферному после движения автомобиля в течение 20 минут
P0441 — Evaporative Emission Control System Incorrect Purge Flow
— Давление в адсорбере не падает в режиме продувки. — При отключении продувки давление в адсорбере слабо соотносится с атмосферным.
P0446 — Evaporative Emission Control System Vent Control Malfunction
— При выключенном клапане датчика давления паров (OFF), ECM определяет отсутствие проводимости между датчиком давления паров и адсорбером. — При включенном клапане датчика давления паров (ON), ECM определяет отсутствие проводимости между датчиком давления паров и баком. — При отключении продувки давление в адсорбере соответствует атмосферному.
P0450 — Evaporative Emission Control System Pressure Sensor Malfunction
Через 10 и более секунд после запуска двигателя в течение 7 и более секунд: — значение сигнала датчика давления паров менее -4 кПа (-30 мм рт.ст.) — значение сигнала датчика давления паров на уровне -2.1 кПа (-15 мм рт.ст.)
P0451 — Evaporative Emission Control System Pressure Sensor Range / Performance
Выходной сигнал датчика давления паров значительно изменяется при условиях: — скорость 0 км/ч — холостой ход — электропневмоклапан датчика включен (ON)

Очевидно, что усложнение самодиагностики системы EVAP и увеличение числа компонентов влияет на ее надежность не самым положительным образом, зато повышает вероятность ложных срабатываний.

Наибольшую практическую пользу представляет только возможность оперативного обнаружения заклинивания клапана продувки в постоянно открытом положении (такая негерметичность системы впуска, естественно, крайне отрицательно влияет на работу двигателя). Но хотя такая неисправность в принципе хорошо известна, именно для тойот ее сложно назвать массовой.

Помимо прочего, на ряде моделей была реализована и функция улавливания паров при заправке (ORVR — Onboard Refueling Vapor Recovery). Такая версия системы пополнилась заправочным клапаном и клапаном сброса воздуха.

Функционирование

Продувка При определенных условиях работы двигателя (режим обратной связи, температура охлаждающей жидкости выше ~74°C и т.д.), ECM открывает клапан продувки и скопившиеся в адсорбере пары под действием разрежения поступают на впуск. Интенсивность потока регулируется продолжительностью подаваемых на клапан импульсов. В адсорбер по воздушной линии поступает атмосферный воздух, обеспечивая сквозную продувку.

Источник: https://xn----8sban6b6a.xn--p1ai/remont/sistema-ulavlivaniya-parov-benzina-vaz.html

Что такое адсорбер, для чего необходим и какую роль он играет?

Как работает абсорбер топливных паров?

Всем привет. Как вы уже догадались, сегодня ничего ремонтировать не будем, вместо этого предлагаю поговорить о такой важной и для многих неизвестной детали любого современного авто как адсорбер. Часто случается так, что проблемы, связанные с перебоями в работе двигателя, кроются именно в этой таинственной и для большинства непонятной «штуковине» как адсорбер. Однако о ней вспоминают или узнают лишь тогда, когда уже заменены все потенциальные «подозреваемые», такие как: свечи, ВВ-провода, датчики и прочие детали.

Именно для того, чтобы вы не повторяли чужих ошибок и не проделывали серию лишней работы, меняя без необходимости то, что и так работает исправно, я и хочу поведать вам о том, что такое адсорбер. О том, как связан адсорбер с «методом тыка», когда в поисках неисправности водители меняют все, что только можно, вы узнаете ближе к концу данной статьи…

Вышеупомянутый адсорбер очень часто называют абсорбером, специально или случайно, не знаю, но есть такое дело. Так вот, прежде всего, предлагаю разобраться в том «ху из ху?» В данном случае речь именно об адсорбере, который представляет собой контейнер, наполненный активированным углем, и в зависимости от марки авто оснащенный различными фильтрующими элементами и пароотводящими и подводящими шлангами.

Почему аДсорбер, а не аБсорбер?

В переводе с латыни «sorbeo» — поглощать что-либо. Речь о поглощении чем-то (жидкость или твердое тело) чего-то (запах, жидкость, и т. д.) из окружающей среды.

Адсорбция — это накопление чего-то на поверхности сорбента твердым телом, а абсорбция — это полное поглощение сорбентом чего-либо. То есть, по сути своей и адсорбер, и абсорбер — очень похожи и выполняют практически одну и ту же функцию просто немного по-разному. Система, в которую входит адсорбер, называется системой улавливания паров бензина (от анг. EVAP — Evaporative Emission Control), главной задачей которой является улавливание паров бензина и предотвращение попадания их в атмосферу.

Для чего необходим адсорбер?

В принципе ответ на этот вопрос уже дан, однако если кого-то интересует более подробный ответ, то я продолжу… Как вы знаете, бензин, как и любое другое топливо — имеет огнеопасные испарения, которые не только легко воспламеняются, но и к тому же способны сильно загрязнять атмосферу. Пары бензина, которые образуются в баке, поднимаются вверх, после чего через отверстие в горловине бака поступают сначала в сепаратор, где конденсируются и снова сливаются в бак.

То, что не успело стать конденсатом, поступает в гравитационный клапан по паропроводу, после чего непосредственно в адсорбер, где собственно и происходит «волшебство» — адсорбция, поглощение активированным углем паров бензина. Этот процесс происходит при неработающем моторе. Переключение режимов работы в системе улавливания паров бензина происходит при помощи электромагнитного клапана.

Когда мотор не работает, пары поглощаются адсорбером, как только мотор завелся, контроллер системы впрыска сообщает об этом клапану, после чего происходит продувка сорбента, пары бензина высасываются в специальный ресивер и догорают в камере сгорания.

К плюсам можно отнести:

  • Отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
  • Экономия топлива (за счет догорания паров, а не их обычного испарения в атмосферу);
  • Отсутствие запаха бензина. Как правило те, кто отказались от адсорберов наблюдают постоянный неприятный запах возле авто, а также в салоне.

Минусы:

  • Высокая стоимость адсорбера. Как правило, именно по этой причине многие и отказываются от этой детали;
  • Перебои в работе мотора в случае неисправности адсорбера. После нескольких лет эксплуатации по пыльным дорогам адсорбер приходит в негодность и требует замены если ее не произвести вовремя, возможны различные неприятности, о которых сейчас и поговорим;
  • Признаки неисправности адсорбера:
  • Нестабильные холостые обороты;
  • Ухудшение динамики (плохой разгон, «тупняк», и т. д.);
  • Лопнувший бак со всем вытекающими… Из-за возникновения повышенного давления бак постоянно сужается и расширяется, в результате от постоянных деформаций бак лопает в самом слабом месте, у каждого это место может быть разным, но как правило если данная «болячка» свойственна той или иной модели, то проявляется она у всех одинаково.

Теперь, я думаю, вы поняли, что связывает адсорбер и поиск неисправностей «методом тыка»!? Как правило, когда начинаются проблемы с мотором многие начинают искать причину самостоятельно и сразу же меняют свечи, фильтра, провода и разные датчики, однако мало кто догадывается, что нередко двигатель страдает именно из-за этого самого адсорбера, который, проще говоря, не дает «дышать» топливному баку, в результате чего возникают различные проблемы и поломки, которые не всегда под силу обнаружить рядовому автомобилисту.

Замена адсорбера

Данное мероприятие, как правило, не представляет ничего сложного, основная проблема заключается в том, чтобы диагностировать данную поломку и купить адсорбер, цена которого нередко вызывает шок у автомобилистов.

Вроде бы все!? Думаю, теперь вам понятно, что такое адсорбер, какую роль играет и чем чревата его неисправность. Спасибо за внимание, у меня все, до новых встреч на Форд Мастере.

Источник: https://ford-master.ru/chto-takoe-adsorber-dlya-chego-neobhodim-i-kakuyu-rol-on-igraet/

Принцип работы абсорбера в автомобиле, для чего он нужен — Автобаза Ремонт

Как работает абсорбер топливных паров?

На отечественных Lada практически на всех моделях, адсорбер находится в правом углу, если смотреть по ходу движения автомобиля, рядом с фарой.

На фото: адсорбер под капотом ВАЗ 2112

Ничего сложного в работе нет. Алгоритм следующий, пары, предположим бензина, образуясь в баке, поднимаются и попадают в так называемый сепаратор. Здесь они конденсируются, превращаясь в жидкость.

Читайте также  Не работают часы на шевроле лачетти седан

Образованная жидкость попадает обратно в бак, а оставшиеся не преобразованные пары попадают уже непосредственно в адсорбер. В адсорбере пары поглощаются фильтром, активированным углем, он наиболее эффективно справляется с этой задачей.

Помните, что накопление паров в адсорбере происходит только на заглушенном моторе.

Далее происходит продувка, когда пары прогоняются по системе и соединяются с воздухом через дроссель. «Прогонка» осуществляется за счёт создающегося разряжения во впускном коллекторе.

Затем попадают в цилиндры, где и воспламеняются вместе с основной «порцией» горючки.

В принципе понятно, пока машина стоит не заведенная, испаряющееся топливо виде паров оседает на сепараторе, затем, часть в виде конденсата возвращается в бак, а другая часть в виде паров через адсорбер попадает в дроссель и далее по системе. Ничего сложного нет, разобраться сумеет каждый.

Неисправности и признаки

Помните, что не всегда перечисленные ниже признаки, могут говорить о проблемах именно с фильтрующей системой. Итак:

• Потеря мощности на ходу.

• Показания с датчика уровня топлива постоянно разнятся, то показывает пустой бак, через время полный.

• Плавающие обороты, но с оговоркой, что это происходить может только на прогретом моторе, где-то через 10 минут поездки.

• На «холостом», когда немного давишь на газ, такое чувство, что машина вот-вот заглохнет, словно бензин закончился.

• При открытии крышки бака, слышится свист.

• Стук магнитного клапана, зачастую его путают со стуком клапанов.

• Повышение расхода топлива.

На фото: адсорбер ВАЗ 2114

Что касается неисправностей, давайте вернемся к разделу об устройстве системы, из чего она состоит и, что может выйти из строя?

1. Шланги, трубочки. Понятное дело, что всё не вечно, у каждого производителя может быть свой ресурс, как правило, владельцы начинают сталкиваться с потерей герметичности, тресканием шлангов, где-то после 130 000 км. в среднем.

2. Забитые каналы адсорбера, шланги. Впоследствии эксплуатации скапливается всевозможный мусор, включая также разрушенные мембраны емкости или сам активированный уголь.

3. Нерабочий клапан. Заклинило в каком-то одном положении, довольно частая проблема, и честно признаться, в большинстве случаев именно с проблемами магнитного клапана и сталкиваются. Тут два варианта, менять на новый (очень затратное дело) либо искать умельцев и ремонтировать, можно, конечно, самостоятельно, но руки должны быть из нужного места.

4. Пропало напряжение на магнитном клапане. Проверяйте проводку, возможно, какое-то реле «глючит» либо даже сбой в ЭБУ (редко, но бывает). Ведь сигналы на открытие/закрытие приходят именно с «мозгов».

6. Закончился уголь. Проблема редкая, сразу отметим, связанная скорей всего с какой-то неисправностью ещё, к примеру, разгерметизация системы, как вариант.

Заключение

Что хотелось бы подчеркнуть в статье, во-первых, то, что без адсорбера обойтись можно, достаточно его отключить, минутное дело (если, конечно, вам плевать на атмосферу и собственное здоровье), во-вторых, при нормальной работе устройства, автомобиль чувствует себя вполне адекватно, более того, экономит топливо.

Поэтому, если случилась такая неприятность, постарайтесь выявить истинную причину, а потом уже принимайте решение, готовы ли вы потратить кругленькую сумму на новые запчасти (как правило, новый адсорбер обойдется в 5 000 – 6 000 руб.) или нет.

Источник:

Признаки неисправности клапана адсорбера(абсорбера)

По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу.

Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя.

Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора. 

Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера

Схема клапана абсорбера

Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы.

Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы.
Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем.

Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.

Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.

Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер.

В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор.
Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе.

Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция.

При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.

Неисправности клапана адсорбера и их устранение

Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса.

Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя.

От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.

Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?

Проверка клапана абсорбера

Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам.
При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера.

Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно.

Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.

Клапан абсорбера можно отрегулировать.

Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише.

Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок?
Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой.
Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении.

Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера».

Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:

  1. Появление провалов на холостом ходу двигателя.
  2. Очень низкая тяга двигателя.
  3. Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
  4. Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
  5. Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.

Замена клапана абсорбера своими руками

Клапан абсорбера

Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:

Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.

  1. Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
  2. С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
  3. Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
  4. Ослабить крепление клапана.
  5. Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
  6. Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
  7. Новый клапан устанавливается в обратном порядке.

Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.

Источник:

Для чего нужен адсорбер и клапан адсорбера

13 сентября 2018.
Категория: Автотехника.

Адсорбер (часто его называют абсорбер) представляет собой один из узлов автомобиля, который отвечает за поглощение и нейтролизацию паров бензина, выходящих из бака. Многие автовладельцы полагают, что это совершенно ненужное устройство, которое только создает лишние проблемы, поэтому нередко его и вовсе снимают.

Однако, повышенное потребление бензина и другие проблемы в работе системы, как правило, возникают только в том случае, если из строя выходит клапан абсорбера. Поэтому прежде чем безжалостно удалить этот узел, будет полезно узнать чуть больше об особенностях его работы и процедуре смены прибора.

Для чего используется адсорбер

В процессе работы двигателя ТС бензин немного нагревается, выделяя очень летучие пары. Их образование усиливается под влиянием вибрации движущегося автомобиля. Если в ТС не предусмотрена система нейтрализации вредных испарений, а установлена примитивная вентиляция, то образования просто выводятся на улицу через специальные отверстия.

Такая картина наблюдалась практически со всеми старыми карбюраторными автомобилями (именно поэтому нередко в машине неприятно пахло бензином) до появления экологического стандарта ЕВРО-2, контролирующего уровень вредных испарений в атмосферу. Сегодня каждый автомобиль должен быть оснащен соответствующей системой фильтрации, чтобы отвечать стандартам. Как правило, самой простой из них и является адсорбер.

Что собой представляет фильтрующий элемент и как он работает

Если говорить простыми словами, то абсорбер является большой банкой, наполненной активированным углем. Кроме этого в системе присутствует:

  • Сепаратор с клапаном гравитации. Он отвечает за улавливание частиц топлива. Гравитационный клапан, в свою очередь, применяется очень редко, но в экстренной ситуации (например, если в ходе аварии машина перевернулась) он предотвратит перелив топлива из бензобака.
  • Датчик давления. Он необходим для контроля уровня паров бензина в баке. Как только их уровень превышается, происходит сброс вредных компонентов.
  • Фильтрующая часть. По сути это и есть та самая банка с гранулированным активированным углем.
  • Электромагнитный клапан. Используется для того, чтобы переключаться между режимами улавливания выделяющихся паров бензина.

Источник: https://ufa-zapchasti.ru/ustrojstvo/printsip-raboty-absorbera-v-avtomobile-dlya-chego-on-nuzhen.html

Как работает адсорбер паров бензина

Как работает абсорбер топливных паров?

При контакте бензина с воздухом происходит выделение паров, которые, попадая в атмосферу, ухудшают экологию. Для их улавливания в вентиляционной системе бензобака устанавливается адсорбер. В ряде европейских стран применение этого устройства в автомобиле обязательно на законодательном уровне и определяется действием экологических стандартов Евро-2 и выше. Зная устройство адсорбер и зачем он необходим, вы сможете легко определить неисправности, а также лучше понять его преимущества.

Что такое адсорбер и система EVAP

Многие автомобилисты называют устройство для поглощения паров топлива “абсорбером”, но это неправильно, поскольку название “адсорбер” происходит от латинских слов «ad» (в пер. — «на») и «sorbeo» (в пер. — «поглощаю»), что вместе означает “поверхностное поглощение” (аккумулирование на поверхности). В свою очередь, абсорбер осуществляет поглощение всем объемом и в данном случае не может быть использован.

Схема системы улавливания паров топлива

Поскольку наибольшее количество паров скапливается в топливном баке, то и располагается адсорбер недалеко от него. Фактически он является частью целой системы улавливания паров бензина (EVAP). Последняя состоит из следующих элементов:

  • Сепаратор паров бензина.
  • Адсорбирующий элемент – емкость с адсорбирующим веществом.
  • Вентиляционный клапан.
  • Электромагнитный клапан продувки адсорбера (располагается между адсорбером и впускным коллектором).
  • Трубопроводы и шланги для соединения с топливным баком, впускным коллектором и атмосферой.

Помимо основных элементов, система EVAP является частью системы бортовой диагностики OBD-II и включает целый ряд датчиков (топливных испарений, давления) и электронный блок управления (ЭБУ), приводящий в действие электромагнитный клапан.

Виды и принцип действия адсорбера

Адсорбирующий элемент

В зависимости от используемого вещества различают несколько видов адсорберов:

  • с неподвижным зернистым адсорбентом средних фракций;
  • с мобильным зернистым адсорбентом средних фракций;
  • с мелкозернистым адсорбентом, в котором нижний слой пребывает в состоянии кипения.

Наиболее популярен первый тип систем, в которых в качестве поглощающего компонента используется активированный уголь.
Адсорбер имеет три выхода для подключения трубопроводов. Первый предназначен для поступления паров бензина, второй соединен с электромагнитным клапаном, а третий с воздушным фильтром, что обеспечивает перепад давления, необходимый для продувки.

Как работает EVAP:

  1. Автомобиль находится в состоянии покоя, двигатель выключен.
  2. В топливном баке происходит естественное выделение паров бензина, которые поднимаются в верхнюю точку и скапливаются у горловины.
  3. В этой зоне бака располагается сепаратор, который отделяет жидкую составляющую, что оседает в виде конденсата и отводится специальными трубками назад в бензобак.
  4. Остатки паров, которые не осели в форме конденсата, проходят через паропровод, попадая в адсорбирующий элемент. Они постепенно аккумулируются на поверхности адсорбента.
  5. Водитель запускает двигатель и при достижении заданной частоты вращения коленчатого вала начинает работать электромагнитный клапан продувки адсорбера. Когда машина на холостом ходу, клапан не срабатывает.
  6. Через вентиляционный клапан в адсорбирующий элемент за счет перепада давления поступает воздух (между впускным коллектором и атмосферой), и выполняется продувка.
  7. Воздух и пары бензина из адсорбера подаются в камеру сгорания двигателя.

Признаки неисправности адсорбера

Основной неисправностью адсорбера является загрязнение поглощающего элемента, которое происходит естественным путем. В этом случае давление в баке повысится, поскольку испарения не будут отводиться. Характерным признаком этого будет шипение при открытии крышки бензобака. Падение оборотов двигателя, которое отмечают многие автомобилисты, также может являться причиной засорения адсорбера.

Еще одной важной неисправностью может быть нарушение герметичности электромагнитного клапана. В этом случае датчик адсорбера может выдавать ошибку “Check Engine” через систему диагностики. Признаком нарушения герметичности электромагнитного клапана является возникновение сложности запуска двигателя с первого раза, а также при неполном топливном баке. Исправить такую поломку можно в сервисном центре.

(9 4,78 из 5)
Загрузка…

Вам также может понравиться

Источник: https://TechAutoPort.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema/adsorber-parov.html

Что это такое топливный адсорбер и зачем он нужен автомобилю — Справочник водителя

Как работает абсорбер топливных паров?

Вопрос экологии давно стоит ребром перед крупнейшими производителями автомобилей при этом результат достигается многими нововведениями. Среди них — установка адсорбера в автомобиле.

Какие функции несет это устройство? Где оно находится? В чем преимущества и недостатки? Эти и ряд других вопросов требуют рассмотрения в более детальном разрезе.

Что такое адсорбер в машине, для чего он необходим и где расположен?

Сегодня действует европейский стандарт экологии «Евро-3», согласно которого запрещен выброс в атмосферу углеводородных паров, возникающих при сгорании топлива. Для реализации такой задача как раз и было разработано специальное устройство — адсорбер.

Название прибора произошло от слова адсорбент (впитывающего состава). Узел монтируется в топливной системе транспортного средства с целью поглощения вредных паров, возникающих в процессе испарения топлива.

Абсорбент — активированный уголь, которым наполнен резервуар. Именно он впитывает вредные вещества в момент, когда мотор не работает. В противном случае пары засасываются в трубу впуска и сжигаются в двигателе вместе с горючей смесью.

Такая особенность способствует росту КПД автомобиля. Получается двойной эффект — в атмосферу попадает меньше вредных паров и экономится горючая смесь.

Читайте также  Как работает раздатка на УАЗ патриот?

Адсорбер — фильтрующий элемент, который со временем загрязняется, его эффективность снижается.

Главный признак неисправности — «шипение» в момент выкручивания крышки топливного бака. Это происходит из-за того, что топливным парам некуда деваться, и они всеми силами «рвутся» наружу.

Месторасположения адсорбера различается в зависимости от марки и модели автомобиля. Так, в автомобилях ВАЗ устройство принимает форму черной банки, имеющей цилиндрическую форму. Находится устройство часто с правой стороны по ходу движения, в ближнем углу (возле фары).

  • Но для каждой модели производитель определяет место расположения устройства индивидуально.
  • К примеру, в ВАЗ 21099 инжектор абсорбент расположен так.

Начиная с каких Евро-стандартов он устанавливается?

Согласно международных требований установка адсорбера обязательна на автомобилях с норами Euro-2 и выше. Что касается известной в России нормы (Россия-83), то здесь установки адсорбера нет.

Так, в автомобилях ВАЗ-2108 адсорбер не предусмотрен. Здесь сепаратор и топливный бак связаны между собой с помощью дренажной трубки.

В процессе работы возникает конденсат, который возвращается в топливный бак.

Кроме этого, сепаратор взаимодействует с атмосферой при помощи 2-ходового клапана, не позволяющего давлению в баке, расти или снижаться.

Соединение бака и горловины происходит с помощью стойкой к бензину трубки, фиксируемой с помощью хомутов. Получается, что при снижении (росте) давления в баке пары топлива выходят в атмосферу.

По-иному система организована в автомобилях ВАЗ Приора. Здесь топливные пары, которые попали в сепаратор из емкости с топливом, конденсируются. Далее конденсат накапливается и возвращается снова в бак.

  1. В верхней части сепаратора смонтирован гравитационный клапан, который не дает топливной смеси вытечь из бака в случае опрокидывания машины.
  2. Если мотор заведен, пары топливной смеси смешиваются с воздушными массами и выводятся через узел дросселя в трубопровод впуска — к цилиндрам силового агрегата.
  3. Получается, что топливные пары в стационарном положении машины накапливаются в адсорбере, а если машина движется, то они продуваются клапаном и направляются к ресиверу и в двигатель для дожигания.
  4. По требованиям Euro-2 вентиляция топливного бака не должна контактировать с окружающим воздухом, а пары должны собираться и направляться к мотору (или адсорбироваться рассматриваемым устройством).
  5. Что касается норм Россия-83, то в них контакт атмосферы и вентиляции топливного банка не запрещен.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Устройство стартера автомобиля

Устройство адсорбера, совместно с какими устройствами он работает

Устройство для поглощения вредных паров топливной смеси состоит из следующих компонентов:

  • адсорбирующего состава (активированного угля);
  • гравитационного (электромагнитного) клапана;
  • сепаратора;
  • продувочного клапана;
  • трубки для слива топлива;
  • шланга для отвода пара.

Основой конструкции является адсорбер, в задачу которого входит сбор вредных паров, которые отходят от топливного бака, и исключение их попадания в атмосферу.

При этом адсорбер объединятся с:

  1. Топливным баком;
  2. Коллектором впуска;
  3. Атмосферой (через отдельный клапан, установленный на воздушном фильтре или на входе в устройство).

Клапан системы представляет собой исполнительные механизм, объединяющий адсорбер и коллектор впуска.

Принцип работы

Принцип действия адсорбера:

  1. Когда машина находится в неподвижном положении и мотор заглушен, в топливном баке формируется чрезмерное давление топливных паров, которые поднимаются по трубопроводу и направляются в адсорбер.
  2. Двигатель работает. ЭБУ (электронный блок управления) машины с учетом текущей программы и режима работы силового агрегата дает команду электромагнитному клапану открыться.
  3. Пары топлива, накопившиеся в адсорбере, выдуваются посредством разряжения, имеющего место в коллекторе впуска.
  4. Далее пары направляются в сам коллектор впуска и в камеру сгорания. Итог очевиден — пары сгорают. Что касается объема паров, которые поступают в коллектор, то он зависит от времени открытия ЭМ клапана. Чем дольше путь открыт, тем больший объем паров поступит для сжигания.

В моторах, которые оснащены турбиной, предусмотрен компрессор. Задача последнего — создать разряжение в коллекторе впуска.

Вот почему в специальных системах, предусматривающих улавливание паров на турбированных моторах, установлен 2-ходовой клапан, срабатывающий и направляющий пары топлива на впуск компрессора или в коллектор впуска (при наличии или отсутствии давления соответственно).

Плюсы и минусы устройства

Как и у любого другого узла, у адсорбера имеются свои положительные и отрицательные качества, о которых должен знать автолюбитель:

1. Преимущества:

  • В атмосферу не попадают вредные пары топлива.
  • Экономится топливо, ведь пары не уходят в атмосферу, а возвращаются обратно для сгорания к двигателю.
  • Уходит неприятный запах бензина из салона (такой эффект имеет место не всегда).

2. Недостатки:

  • Адсорбер имеет солидные размеры, поэтому занимает определенное пространство под капотом.
  • Мотор работает неустойчиво, возникает «плавание» на холостом ходу (один из главных признаков вышедшего из строя адсорбера).
  • Высокая цена. Установка адсорбера приводит к удорожанию автомобиля.
  • Риск «выстреливания» крышки бака. Такое возможно в случае поломки адсорбера и длительном накоплении топливных газов в ограниченном пространстве.
  • Опасность деформирования бензонасоса. К этой проблеме также приводит игнорирование выхода из строя устройства.
  • Риск накопления горючей смеси в коллекторе впуска из-за неспособности адсорбера выполнять свои функции. В итоге стабильность работы мотора нарушается.

Для чего его убирают некоторые автомобилисты?

Многие автолюбители принимают решение убрать работоспособный адсорбер, считая его ненужным элементов в автомобиле. При этом обосновать действия могут не все автолюбители.

Одни водители уверены, что наличие адсорбера приводит к снижению динамики машины, другие — к росту «прожорливости» транспортного средства, а третьим такое устройство и вовсе кажется лишним.

Есть и такая категория автолюбителей, которые убирают устройство в случае его поломки и уже не возвращают новый элемент на место. Причина — дороговизна адсорбера, о которой упоминалось выше.

Работа по отбрасыванию адсорбера (при знании некоторых аспектов) занимает не более 5 минут. Все, что требуется — надеть фильтр тонкой очистки на трубку от сепаратора.

В этом случае топливные пары направляются в атмосферу. При этом трубка от клапана перекрывается, а программа ЭБУ корректируется. Если не выполнить последнее действие, то появляется ошибка.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Что такое геометрия колес

Сколько служит адсорбер и каковы первые признаки его неисправности?

Как и любое другое устройство, адсорбер не «бессмертен» и рано или поздно ломается. Его ресурс зависит от многих факторов — частоты эксплуатации автомобиля, качества топлива и так далее.

Определить неисправность изделия визуально нереально. Но существует ряд признаков, которые сигнализируют о проблеме почти сразу после ее появления.

Среди таких признаков стоит выделить:

  1. Повышенное давление в баке, которое проявляет себя «шипением» при откручивании крышки емкости с топливом. Причина явления — накопление паров, которым некуда уходить.
  2. Плавание оборотов автомобиля на «холостых». Сложность в том, что причин здесь много, да и проявляет себя неисправность реже. Игнорировать проблему все равно не стоит. Вопрос с «плаванием» оборотов на «холостых» стоит рассмотреть отдельно. Для проверки подозрений необходимо отбросить трубку, которая ведет от коллектора к клапану, и установить заглушку (альтернатива — перегнуть или перетянуть трубку). Если неисправность не пропадает, то высока вероятность загрязнения адсорбера.
  3. Снижение динамики во время набора скорости. Эта проблема объясняется падением производительности топливной помпы по причине недостатка разряжения в емкости с топливом.
  4. «Молчание» клапана. Опытные автолюбители знают, что в процессе разгона работа клапана легко диагностируется — он начинает постукивать или клацать. Если этого нет, то неисправность скоро себя проявит.

В упомянутых ситуациях единственно правильно решение — поменять неисправный узел и поставить новый адсорбер. При этом выполнение работ занимает не больше 15 минут (последовательность действий при замене рассмотрена ниже).

Меняем устройство своими руками

Чтобы поменять адсорбер, достаточно выполнить ряд легких манипуляций. При этом существует два решения — сделать работу своими руками или отправиться на СТО, доверив проблемы специалистам.

Плюсы первого варианта — экономия средств и высокая скорость работ. Последовательность действий следующая:

  • Демонтировать старую деталь, освободив ее от фиксирующих элементов и отбросив трубку, через которые к дросселю поступают топливные пары.
  • Отбросить колодку и провода.
  • Объединить трубку выхода топлива из сепаратора и продувной клапан.
  • Снять кронштейн посредством скручивания трех болтов.
  • Время выполнения работы — 15-20 минут.
  • Как только неисправный узел демонтирован, приступайте к монтажу нового устройства.
  • Здесь последовательность следующая:
  • Длинный кусок трубки из резины подключайте к шлангу, через которую топливные пары идут в продувной канал.
  • Короткую часть трубки подключайте к трубке забора от сепаратора.
  • Ставьте адсорбер на место.
  • Трубку подачи паров подключайте к каналу продувки, который устанавливается на крышке мотора.
  • Подключайте колодку с проводами.
  • Устанавливайте трубку между продувным каналом и адсорбером. Проследите, чтобы материал, из которого изготовлена труба, был устойчив к действую масла и бензина.

Как поменять только клапан?

Бывают ситуации, когда в замене нуждается только клапан адсорбера. В этом случае достаточно потратить 5-10 минут личного времени, чтобы выполнить весь комплекс работ.

Клапан продается в любом магазине, а его цена (для автомобилей ВАЗ) всего 600-1000 рублей.

Одновременно с клапаном стоит поменять и датчик адсорбера, ведь в его функции входит управление клапаном. Замена обязательна при наличии шумов, которые напоминают потрескивание.

Начинать работы необходимо с диагностики исправности клапана. Делается это следующим образом:

  • Подготовьте пару проводов и мультиметр.
  • Освобождайте фиксатор и снимайте колодку жгута от продувочного клапана.
  • Подключайте «минусовой» проводник мультиметра к «массе» авто.
  • Поверните ключ в замке зажигания и замеряйте напряжение на выходе «А». Нормальное напряжение — 12 Вольт. Если его нет, то варианта два — вышел из строя ЭБУ или разряжен АКБ.
  • Послабляйте хомут, фиксирующий трубку к клапану, и демонтируйте шланг с патрубка. С помощью отвертки демонтируйте клапан с адсорбера, а после подавайте напряжение 12 Вольт от АКБ. «Плюсовой» провод подается на вывод «А», а «минусовой» — на «B».
  • Как только напряжение поступает на разъемы, клапан открывается (издается характерный щелчок). Если этого не произошло, то клапан меняется.

Источник: https://injcar.ru/prochee/chto-eto-takoe-toplivnyj-adsorber-i-zachem-on-nuzhen-avtomobilyu.html

Абсорбер топливный: устройство, принцип работы

Как работает абсорбер топливных паров?

Адсорбер или абсорбер, как правильно? Любой двигатель внутреннего сгорания — это источник выбросов вредных веществ в окружающую среду. Придумываются новые и совершенствуются старые методы уменьшения вредных выбросов. Класс экологичности сегодня — это репутация автопроизводителя. Например, для того, чтобы соответствовать классу по экологичности двигателей Евро 3, в конструкции автомобиля должно быть установлено улавливающее устройство, которое обеспечит меньший выброс СО2.

статьи:

Абсорбер топливный

Абсорбер — это устройство, поглощающее газы и пары, которые появляются на выходе из топливного бака в результате нагрева и испарения. С латинского sorbeo переводится поглощаю.

Когда ДВС автомобиля работает, пойманный пары направляются в систему впрыска топлива — во впускной коллектор.

Когда двигатель не работает, часть топливных паров улавливается сепаратором и подаются обратно бензобак, а часть улавливается адсорбером топливных паров, где происходит их нейтрализация.

Для чего нужен абсорбер в автомобиле

Автомобильный топливный абсорбер появился, когда установили класс экологичности двигателей Евро2. Экологические стандарты не допускают попадание паров в бензина в атмосферу, так как это сильно загрязняет окружающую среду. Топливные пары не должны попадать в автомобильный салон.

Такой системы фильтрации нет в автомобилях с карбюраторами. Абсорберы начали устанавливать на машины с инжекторными ДВС.

Устройство автомобильного абсорбера

Простыми словами, конструкция абсорбера — это пластиковая банка с наполненным фильтрующим улавливающим элементом. Наилучшим веществом для улавливания и нейтрализации паров топлива является активированный уголь.

Абсорбер состоит из:

  • Сепаратор. Сепаратор улавливает пары бензина и отправляет их обратно в топливный бак.
  • Клапан гравитации. Он защищает от перелива топлива в случае, когда машина перевернулась. Клапан блокирует движение топлива.
  • Датчик давления. Датчик давления выполняет важную функцию — контролирует давление паров в топливном баке. При достижения максимально допустимого давления в баке, датчик открывается и стравливает давление.
  • Фильтрующий элемент (активированный уголь). Фильтрующий элемент в абсорбере автомобиля — это уголь в крупных гранулах. Крупные гранулы позволяют парам проходить через слой угольного порошка и конденсироваться.
  • Соединительные трубки. Соединительные трубки служат для соединения всех элементов конструкции.
  • Электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан меняет режимы улавливания топливных паров.

Опубликованы отзывы о работе экономителя топлива Фул Фри.

Принцип работы и движение паров в системе:

Бензиновые пары поднимаются вверх топливного бака и улавливаются сепаратором, который работает в паре с датчиком гравитации. Датчик гравитации обеспечивает безопасность, не дает вытекать топливу из бака в случае ДТП, перевертыше. Уловленные пары в сепараторе конденсируются (приобретают жидкую форму) и попадают обратно в топливный бак.

Остальная часть паров топлива попадает в абсорбер, где происходит их скопление и нейтрализация. Накопление в абсорбере осуществляется при не заведенном двигателе!

После того, как ДВС автомобиля запустили, электромагнитный клапан открывается и обеспечивает соединение полостей абсорбера с впускным коллектором или дроссельным узлом (в зависимости от конструкции). Начинается процесс продувки! Через дроссельную заслонку поступает воздух с улицы и происходит смешивание с парами топлива. Далее, эта смесь направляется во впускной коллектор, откуда подается в цилиндры. Так происходит дожигание топливных паров из абсорбера.

Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет

Клапана в абсорбере — это технически простое устройство, которое работает по-разному, в зависимости от того, заведен мотор или нет. Как и все клапаны, должен открываться и закрываться.Когда полость абсорбера забита или появилась другая какая-либо неисправность, то клапан работает со сбоями. С неисправным адсорберным клапаном могут произойти серьезные поломки автомобиля, потому что не стравливается давления из топливного бака и не происходит продувка полости.

Признаки неисправностей клапана абсорбера

Есть несколько признаков, симптомов, по которым можно выявить техническое состояние клапана:

      1. Датчика топлива показывает то полный бак, то пустой.
      2. После запуска двигателя, через мину 5-10 начинают плавать обороты.
      3. На холостых оборотах при нажатии на педаль, автомобиль начинает глохнуть.
      4. Двигатель не набирает обороты при движении. Долго разгоняется.
      5. При открытии крышки бензобака чувствуется вакуум, слышен свист.
      6. Повышен расход топлива.
      7. На холодную (когда мотор заведен, но еще не нагрелся) слышны стуки абсорбера, как будто стучат клапана.

Причиной выхода из строя абсорбера — это не всегда клапан. Это может быть сильное загрязнение абсорбирующего элемента, в данном случае угля. Газы должны спокойно проходить через гранулы угля и конденсироваться там.

Клапан стоит очень дешево. Поэтому есть возможность менять при обнаружении признаков не правильной работы двигателя. Можно также фильтрующий элемент адсорбера заменить своими руками: разобрать, старый уголь высыпать, насыпать новый уголь крупными гранулами.

Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров

Можно ли убрать клапан полностью? Некоторые так и делают, думая, что из-за клапана повышается расход топлива и авто разгоняется медленнее.На самом деле, если адсорбер с клапаном исправны, то ДВС наоборот работает как часы и расход при этом на оптимальном уровне. Экономия не столь ощутима от дожига остатков паров топлива, но и выбора в атмосферу меньше.

На вопрос, можно ли убрать клапан абсорбера совсем? Ответ: да, можно. На двигатель не влияет его наличие или отсутствие. Влияет только то, если он установлен и неисправен.

Минусы автомобиля без клапана и абсорбера:

  • запах бензина в салоне;
  • загрязнение окружающей среды;
Читайте также  Почему неровно работает двигатель на холостом ходу?

Плюсы машины без клапана и абсорбера:

  • появляется больше место под капотом (кому-то может это важно);
  • не нужно менять абсорбер и клапан.

Владельцы карбюраторных автомобилей, я думаю, помнят как в салоне машины часто пахло бензином, из-за чего у некоторых начинает болеть голова. За одно это уже лучше не снимать клапан и абсорбер, а своевременно менять при поломкам.

В этом видео адсорбер ВАЗ 2107: разборка, неисправности, удаление.

Что будет, если удалить адсорбер на примере ВАЗ 2107 инжектор.

Адсорбер в автомобиле: зачем нужен, как проверить.

Увеличился расход топлива. Причина в клапане продувки.

Клапан адсорбера Mazda Demio (Мазда Демио).

Источник: https://autostuk.ru/absorber-toplivnyj-ustrojstvo-princip-raboty.html

Что нужно знать о топливном адсорбере

Как работает абсорбер топливных паров?

Три-четыре десятка лет назад проблема загрязнения окружающей среды была далеко на задворках внимания мировой общественности. Но времена меняются, и сегодня этому аспекту уделяется огромное внимание. Особенно – если речь заходит об автомобиле, считающимся одним из основных источников попадания в атмосферу целого спектра вредных летучих веществ.

Экспериментально установлено, что загрязнение воздуха происходит не только через выхлопную систему в результате сгорания ТВС – сам бензин, контактируя с воздухом, выделяет пары, которые наносят окружающей среде непоправимый ущерб. Уменьшить этот эффект и призван топливный адсорбер, монтируемый в вентиляционной системе топливного бака абсолютного большинства современных автомобилей. Применение этого устройства регламентируется европейскими экостандартами, начиная с Евро-2, то есть достаточно давно.

Но, как это нередко бывает, многие автовладельцы достаточно смутно представляют себе, что это за деталь, для чего она нужно и как работает. Мы берёмся восполнить эти пробелы в автомобильном образовании.

Назначение и устройство топливного адсорбера.

Топливный адсорбер: что это?

Под адсорбцией понимают физический процесс, заключающийся в поглощении веществом, обладающим большей плотностью, более разреженного вещества. Однако никаких химических реакций при этом не происходит, преобразования веществ нет, имеет место только диффузия частиц без изменения их свойств. Такое явление широко используется в самых разнообразных сферах деятельности, включая автомобилестроение.

Хотя заставить автопроизводителя делать что-то, не входящее в его планы, достаточно трудно, включение требования оборудовать автомобили адсорбером для поглощения паров дизтоплива или бензина в экостандарт сделало своё дело. Ныне все европейские концерны, занимающиеся изготовлением легковых машин, вынуждены неукоснительно следовать этим стандартам, опасаясь солидных штрафных санкций.

И хотя автопроизводителей из других частей света европейские стандарты не касаются, чтобы не потерять объёмный рынок Старого Света, они также вынуждены идти на уступки.

Кстати, о самом термине. В русскоязычном сегменте Всемирной сети циркулирует слово «абсорбер», которое созвучно правильному, но является ошибочным, хотя и достаточно распространённым. И чтобы не прослыть безграмотным, мы рекомендуем употреблять именно корректный вариант.

Итак, мы уже поверхностно выяснили, зачем нужен адсорбер. А теперь попробуем более детально описать преимущества его использования:

  • это устройство вносит свой, пускай и незначительный, вклад в экономию горючего. Конструкция адсорбера такова, что часть бензиновых паров, конденсируясь, разделяется на собственно топливо и остальные вещества. Так вот, бензин попадает обратно в бак, а не испаряется, что позволило избавиться от его запаха в салоне автомобиля, что для устаревших моделей до сих пор является актуальной проблемой;
  • адсорбер способствует нормализации давления в бензобаке. Поэтому в машинах, оснащённых этим устройством, при открытии крышки бака не приходится прилагать чрезмерных усилий. На старых авто, особенно при аномальной жаре, из-за которой давление в закрытом баке возрастает в несколько раз, эта операция может превратиться в настоящее испытание ваших физических возможностей;
  • безусловно, главным фактором, объясняющим, для чего нужен адсорбер машине, является снижение экологической нагрузки на природу. Если принять во внимание, что в настоящее время количество автомобилей на планете перевалило за двухмиллиардную отметку, совокупный экологический эффект будет весьма значительным;
  • наконец, автопроизводители утверждают, что благодаря использованию адсорбера удалось повлиять на взрывоопасность автомобиля в сторону уменьшения.

Устройство адсорбера

В современных устройствах, использующих принцип адсорбции, в качестве поглощающего вещества используются самые разные материалы, от активированного угля до природных минералов. В автоадсорбере на эту роль претендует именно активированный уголь – разновидность углеводородов с пористой внутренней структурой.

Собственно говоря, поглотитель представляет собой пластиковую цилиндрическую ёмкость, которая располагается в моторном отсеке недалеко от силового агрегата. В некоторых моделях найти адсорбер можно возле топливного бака, но некоторые его части всё равно располагаются в подкапотном пространстве.

Схематически поглотитель топливных паров состоит из следующих элементов:

  • гравитационного датчика;
  • сепаратора с аварийным клапаном;
  • собственно фильтра (как правило, это измельчённый активированный уголь);
  • электромагнитного продувочного клапана;
  • соединительных трубопроводов.

Сепаратор представляет собой конструкцию, предназначенную для сбора конденсированного бензина с целью его отправки обратно в топливный бак. Задача гравитационного датчика – отслеживать давление бензиновых паров внутри бака, и при необходимости сбрасывать его, чтобы уменьшить вероятность получения повреждений.

Фильтровальный элемент – это достаточно большая ёмкость, нижняя часто которой содержит адсорбирующее вещество, функции которого – поглощать пары бензина/солярки с целью их конденсации и последующей сепарации. Отдельно следует упомянуть об аварийном клапане. В обычных ситуациях он бездействует, но в экстренных случаях, когда существует риск разлива горючего (например, при ДТП, если машина перевернулась), срабатывает, полностью блокируя топливную магистраль.

Роль соединительных трубок вполне очевидна – связать воедино все узлы адсорбера. Что же касается электромагнитного клапана, то его назначение – управление режимами работы сепаратора, о том, как он работает, мы расскажем чуть позже.

Принцип работы адсорбера топливных паров

Функционирование поглотителя базируется на достаточно простой схеме, однако здесь есть тонкости, которые будут полезны всем автовладельцам. Поэтому рассмотрим, как работает автоадсорбер, с необходимой степенью детализации. Поскольку пары бензина, частично состоящие из лёгких (летучих) углеводородов, легче воздуха, они скапливаются вверху топливного бака, попадая в сепаратор. Он, в свою очередь, связан с датчиком гравитации. Непосредственно в сепараторе определённая часть топливных паров конденсируется, стекая по трубке назад в бензобак, но уже в виде жидкого топлива.

Другой части бензиновых испарений удаётся проскользнуть дальше. Здесь их и поджидает адсорбер, в котором пары застревают в угольных гранулах и здесь же конденсируются, попадая в специальную полость. Электромагнитный клапан отвечает за опустошение этой полости от накопленного топлива, направляя его либо в систему дросселей, либо непосредственно во впускной коллектор.

Таким образом, уловленный адсорбером бензин становится полноправным участником процесса формирования топливовоздушной смеси, а не испаряется наружу, загрязняя окружающее пространство. И хотя их вышесказанного можно понять, что адсорбер работает достаточно примитивно, его эффективность не вызывает сомнений. Правда, многое зависит как от конкретной реализации конструкции, так и от используемого поглотителя.

Просто активированный уголь считается самым доступным материалом, поэтому и распространён повсеместно.

На что влияет топливный адсорбер

При исправном поглотителе вы, скорее всего, даже не будете догадываться о наличии этого устройства. Но поскольку адсорбер в автомобиле отвечает за сброс давления в баке, за конденсацию бензиновых паров и повторное использование горючего, то вполне естественно, что его наличие позволяет уменьшить расход горючего и увеличить безопасность топливной системы в целом.

Но всё меняется, если какая-то часть адсорбера начинает сбоить, или полностью отказывает. Чаще всего проблемы возникают с электромагнитным клапаном, но нередко происходит засорение полости фильтровальной камеры или трубопроводов. Понятно, что при этом адсорбер влияет на работу двигателя не самым положительным образом, поскольку естественный ток горючего нарушается.

Давление в баке также может оказаться вне сферы контроля со стороны устройства, и это тоже не очень хорошо с точки зрения безопасности.

Последствия демонтажа адсорбера

Определённая часть автомобилистов считает, что любые мероприятия, направленные на улучшение экологии автомобиля, отрицательно сказываются на эксплуатационных характеристиках силового агрегата. В частности, под такую критику попал и адсорбер, необходимость наличия которого, действительно, обусловлена требованиями экостандартов. Пессимисты утверждают, что это устройство не просто бесполезное, оно вредное, поскольку вместо экономии топлива даёт перерасход, вместо улучшения динамики – снижение приёмистости мотора и т. д. В результате просто демонтируют устройство (или электромагнитный клапан). Насколько оправданы подобные действия, есть ли в них логика?

С точки зрения влияния на работу двигателя – при исправном адсорбере оно практически нулевое, поскольку практически не влияет на работу топливной системы в части подачи бензина к мотору. Достигается ли при этом экономия? Теоретически – да, хотя и незначительно, поскольку часть бензина не испаряется, а возвращается в бензобак.

На практике проверить это достаточно трудно, особенно в количественных показателях. А если верить отзывам автовладельцев, то позитивные материалы встречаются намного реже отрицательных, хотя степень доверия к ним намного больше. В любом случае не следует ожидать от адсорбера какого-то чуда, особенно касательно экономии горючего.

Честно говоря, и экологический вклад вряд ли можно назвать ощутимым, особенно по сравнению с функционированием каталитического нейтрализатора.

Что же касается заявлений о вреде устройства, они выглядят безосновательными. Вы можете убрать адсорбер и в 99% случаев не почувствуете никаких изменений в поведении двигателя. Впрочем, существует мнение, что поскольку бензиновые пары теперь конденсироваться не будут, то вы тем самым ликвидируете все искусственные препятствия на пути горючего к камере сгорания (клапана, датчики, сепаратор, фильтр).

 Сама процедура отключения адсорбера состоит в добавлении на шланг, идущий от сепаратора, фильтра тонкой очистки (подходит от карбюраторных моделей ВАЗ). В этом случае бензиновые испарения благополучно будут улетать в атмосферу. При этом шланг, идущий от электромагнитного клапана, просто пережимают.

Но поскольку работа адсорбера контролируется бортовым компьютером, такое изменение конструкции будет воспринято как поломка, с соответствующим загоранием Check Engine. Чтобы убрать эту ошибку, потребуется перепрошивка ЭБУ.

Из несомненных минусов такого шага можно назвать следующие:

  • вы внесёте «посильный» вклад в ухудшение экологической обстановки. Минимальный, но всё же;
  • в салоне может появиться запах бензина/солярки;
  • такой же запах будет чувствоваться и рядом с машиной, но далеко не очевидно.

Есть и достоинства, которые также отмечены многими пользователями:

  • когда адсорбер расположен в моторном отсеке, если его убрать, освобождается немало дефицитного пространства, ведь сама банка с активированным углём имеет солидные размеры;
  • неустойчивая работа силового агрегата в режиме ХХ, как правило, пропадает;
  • отпадает необходимость в замене вышедшего из строя клапана или других компонентов устройства.

Идти на поводу доморощенных экспертов или придерживаться рекомендаций автопроизводителей – решать вам, но, если вы действительно принадлежите к той категории населения, которая неравнодушна к общемировым проблемам, включая экологические, топливный адсорбер будет полезным и даже необходимым элементом конструкции автомобиля.

Источник: https://DriverTip.ru/osnovy/chto-eto-takoe-toplivnyy-adsorber.html

Что такое адсорбер в автомобиле, сколько служит, признаки неисправности, как заменить

Как работает абсорбер топливных паров?

Как известно, двигатель внутреннего сгорания автомобиля в качестве основного вида топлива традиционно использует бензин. При этом такой горючий и взрывоопасный нефтепродукт отличается повышенной склонностью к испарению.

С одной стороны, это небезопасно, а с другой результатом выделения паров является их попадание в атмосферу и ухудшение экологии. Так вот, чтобы понять, для чего нужен адсорбер в машине, стоит отметить, что фактически это фильтр для улавливания паров бензина. Данный фильтр устанавливается в вентиляционной системе бензобака.

Как устроен адсорбер бензиновых паров

На схеме: 1 — трубка паропровода; 2 — трубка адсорбера и клапана продувки; 3 — шалнги; 4 — клапан продувки; 5 — трубка слива топлива; 6 — сепаратор паров топлива; 7 — клапан гравитационный; 8-10 — трубки паропровода; 11 — адсорбер;

Конструктивно адсорбер представляет собой полый цилиндр, заполненный фильтрующим агентом и оснащенный рядом дополнительных модулей. Основные его элементы:

  • непосредственно емкость для фильтра;
  • активированный уголь в виде гранул – это вещество эффективно задерживает бензиновые пары;
  • сепаратор – отвечает за возвращение задержанных паров в топливный бак;
  • гравитационный клапан – необходим в экстренных ситуациях, в частности, при авариях, когда высок риск перелива бензина через горловину бензобака;
  • электромагнитный клапан – отвечает за переключение режимов работы адсорбера;
  • соединительные трубки – объединяют все элементы агрегата в единую систему.

Ключевым элементом системы, помимо непосредственно фильтрующей емкости, является электромагнитный клапан. Он обеспечивает не только переключение режима накопления на режим передачи накопленных паров в топливную систему, но и отвечает за вентиляцию всей системы. Благодаря этой детали происходит движение удержанного топлива, освобождение полости адсорбера для нового цикла работы и поддерживается работоспособность системы в целом.

Проверяем работоспособность адсорбера

Чтобы удостовериться, что неисправность связана именно с клапаном этого элемента, можно отправить авто на полную диагностику. Но, это дорого, поэтому попробуем сначала самостоятельно выявить возможные проблемы.

Прежде всего, нужно посмотреть, не выдает ли контроллер ошибки, например, «обрыв управления цепи». Если все нормально, то воспользуется ручной проверкой. Для этого достаточно подготовить мультиметр, отвертку и несколько проводов. После этого нужно выполнить несколько простых шагов:

  • Поднять капот машины и найти нужный клапан.
  • Отсоединить от этого элемента жгут с проводами. Для этого нужно сначала отжать специальный фиксатор креплений колодки.
  • Проверить, идет ли на клапан напряжение. Для этого необходимо включить мультиметр и переключить его в режим вольтметра. После этого черный щуп прибора подсоединяется к массе авто, а красный – к разъему с маркировкой «А», который находится на жгуте проводов. На следующем этапе необходимо завести мотор и посмотреть, какие показания выдает прибор. Напряжение должно быть таким же, как в аккумуляторе. Если его и вовсе нет или оно слишком маленькое, то вероятно придется искать более серьезную проблему. Если с напряжением все хорошо, то можно переходить к следующему шагу.
  • Демонтировать клапан продувки. Чтобы его снять нужно при помощи отвертки немного ослабить крепление хомутов. После этого можно будет легко сдвинуть клапан чуть вверх и по небольшому кронштейну плавно его вытащить. После этого устройство нужно подключить напрямую к клеммам АКБ. Один провод идет на клапан продувки (на «+»), а второй – подключается к «минусу». После этого оба проводника подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если при этом не произошло щелчка, то клапан полностью вышел из строя и лучше всего его заменить.

Рекомендуем: Как проверить двигатель при покупке автомобиля

Установка

На данном этапе адсорбер успешно демонтирован. Теперь можно приступать к установке нового устройства. Наиболее длинный отрезок резинового шланга присоединяется к трубке, подающей пары топлива на продувной канал. Та часть шланга, которая имеет меньшие размеры, присоединяется к трубе забора от сепаратора. После этого насаживаем его на крепления. Теперь соединяем шланг подачи паров к продувному каналу. Последний устанавливается на крышке мотора.

Сюда же подключается и колодка с проводами. Между продувным клапаном и адсорбером должен быть установлен длинный шланг. Напомним, все резиновые трубки должны быть стойкими к воздействию моторного масла и бензина. Старый шланг с трубкой обратного клапана удаляется. На его место устанавливается короткий отрезок детали. Все, на данном этапе адсорбер успешно установлен. Как видите, установку данного устройства можно произвести и без помощи специалистов.

Напоследок отметим, что многие автовладельцы устанавливают на ВАЗы десятого семейства адсорберы от более молодой модели – «Приора».