Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Содержание

Чёрные свечи зажигания: причины

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Автомобильная искровая свеча — неплохой индикатор общего состояния двигателя и качества работы многих его систем. Как они выглядят в нормальном состоянии несложно запомнить при установке новых свечей из заводской упаковки. Разглядывать при этом надо именно ту их часть, которая расположена ниже резьбы на корпусе, особенно белый фарфоровый изолятор. Хотя цвет электродов поработавших приборов тоже несёт немало информации. Заметив чёрные свечи зажигания, причину надо искать незамедлительно.

За время работы в моторе изолятор может слегка потемнеть, приобретая желтоватый или кремовый оттенок, это нормально. Керамика обладает порами, в которые попадают продукты горения, пусть в небольшом количестве, но достаточном для изменения оттенка. В любом случае, фарфор должен остаться светлым. Чёрный нагар на свечах зажигания — это признак неисправности, а не последствия долгой нормальной работы.

Разновидности чёрного нагара

Чёрный цвет выдаёт наличие на свече обычной сажи, то есть несгоревшего аморфного углерода. Выделяют его не сумевшие должным образом окислиться нефтепродукты и прочая органика.

Более точная оценка ситуации определяется как оттенками цвета, так и характером его распределения по рабочей части свечи. Появление каких-либо поясков вокруг наружной части изолятора, расположенной выше шестигранника под свечной ключ, обычно не является поводом для беспокойства, хотя многие автомастера безжалостно бракуют хорошие свечи именно по этой причине. Как минимум, это ничем не обосновано.

  • Равномерность нанесения нагара. Он может быть сосредоточен только на металле электродов, лежать на изоляторе с одной боковой стороны или иметь локацию в виде уходящего в глубину корпуса конуса. Как бы проявляя источник своего появления в виде неравномерности потока углерода или перепадов температуры вдоль изолятора.
  • Внешняя сухость нагара. На вид он может быть слегка влажным и даже отличаться по запаху, например, остро пахнуть бензином. В правильно работающем цилиндре никакого бензина оставаться не должно.
  • Маслянистость. Пористая углеродная структура легко пропитывается маслом, а часто из него и образовывается. Пары масла в камере сгорания есть всегда, но в норме их количество ничтожно, и они мгновенно сгорают.
  • «Бархатный» вид нагара. Это свидетельствует о его крупнопористой структуре, то есть быстром образовании и увеличении в объёме.
  • Обратная ситуация — плотный, даже возможно блестящий нагар. Долго накапливался, прочен и не имеет радикального чёрного оттенка.
  • Сочетание чёрного с другими цветами. Например, красным или коричневым.

Подобные нюансы говорят о различных причинах неполадок. Если на них ориентироваться при диагностике, то надо убедиться, что образования стабильны, а не случайно появились минуту назад. Для этого двигатель надо как минимум прогреть, а лучше нагрузить десятком километров движения с достаточно высокой скоростью.

Причины появления отложений

Нельзя совершенно конкретно определить их по виду свечи. Это лишь повод для появления рабочей версии, которую потом потребуется подтвердить приборной диагностикой или другими ремонтными методами.

Богатая смесь

Для сгорания без остатка, смесь должна соответствовать определённым рамкам по соотношению в ней кислорода и паров бензина. Причём не только в установившемся, стационарном режиме, но и в переходных, то есть при ускорениях, прогреве, торможении двигателем, холостых и мощностных режимах. Кислорода может не хватать или быть в небольшом избытке, но в любом случае при штатной работе двигателя свечи чернеть не должны. Появление чёрного нагара на свечах зажигания свидетельствует о неполном сгорании топлива, значит или его поступает слишком много, или есть затруднения с подачей нужного количества воздуха.

https://www.youtube.com/watch?v=t0L_pjpMX8k

Причины нештатного переобогащения смеси могут быть самыми разнообразными:

  • переливающая форсунка или разрегулированная дозирующая система карбюратора;
  • забитый пылью воздушный фильтр;
  • неправильная работа датчиков или обратной связи по кислороду системы управления двигателем;
  • нештатное давление в топливной рампе;
  • последствия неграмотного тюнинга при попытке получить увеличение мощности простейшим обогащением смеси.

Свеча при этом будет равномерно покрыта бархатным чёрным налётом классической сажи, более всего напоминающим нечищенные дымоходы печного отопления. А поскольку чистый углерод является прекрасным проводником электричества, то энергия искры будет стекать по этому графиту, и зажигание прекратится.

Плохая самоочистка

Свеча должна находиться в режиме теплового баланса, то есть иметь такую температуру изолятора и электродов, при которой попадающая на них копоть выгорает при наличии кислорода. Если температура недостаточна, то даже наличие окислителя не поможет. Такое случается если двигатель нагрузили, не дав ему прогреться. В мощностном режиме смесь обогащена, выделяются частички углерода, попадают на свечу, а выгореть не успевают. Если не доводить до пропусков искрообразования, то в конечном счёте температура вырастет и лишняя сажа успешно сгорит.

Но вполне возможно, что перебои начнутся раньше, температура упадёт ещё сильнее, свеча откажет, и владельцу предстанут чёрные свечи зажигания, причина появления которых схожа с предыдущим случаем.

Несоответствие по калильному числу (КЧ)

Именно КЧ определяет рабочую температуру свечи, отвечая как за её антидетонационные свойства, так и за самоочистку. Повышать это число нельзя, поскольку слишком горячие электроды станут источником аномального горения, а понижать нежелательно из-за наклонности свечи к забрасыанию углеводородами.

Поэтому КЧ очень тщательно подбирается для каждого конкретного двигателя на стендах и указывается в виде рекомендуемого типа свечи или её аналогов с теми же свойствами. Игнорирование этих требования чревато проблемами, вплоть до разрушения двигателя.Ну а просто «холодная» для данного мотора свеча быстро покроется несгоревшим углеродом.

Иногда полностью, а иногда — отдельно электроды или только верхняя часть изолятора. Она всегда холоднее, поскольку контактирует с корпусом и расположена дальше от очага горения.

Пропуски зажигания

Они не всегда зависят от свечи. Это может быть полуживая катушка зажигания, высоковольтные провода с утечками, слабые параметры импульса по напряжению и фронту нарастания и так далее, причин масса. Диагностируется в идеале осциллографом, хотя существуют и более простые способы. В любом случае, пропускающая вспышки свеча будет остывать, что сведёт ситуацию к описанной выше.

На самом деле виноватой в пропусках нельзя назначать только систему зажигания. Как говорит народная мудрость, это или нечему гореть, или нечем поджечь. А можно добавить ещё и механические проблемы. Диагностика в помощь. А компьютер системы управления может предоставить данные о количестве пропусков по цилиндрам, он их постоянно и старательно подсчитывает, набирая в случае неисправности гигантские многозначные числа.

Потеря компрессии

Для качественного горения смеси она должна быть предварительно сильно сжата. Если компрессия, например, 12, то это означает, что давление в момент зажигания в 12 раз больше атмосферного.

При уменьшении данного параметра от нормы мало того, что условия горения ухудшаются, так и часть рабочих газов в самом непредсказуемом составе из-за недостаточного перемешивания бензина с воздухом уходит из камеры сгорания.  Помимо прочих неприятностей это повлечёт за собой и появление чёрных свечей зажигания, причиной чего стали механические проблемы. Причём с неравномерной геометрической локацией.

Характерным факелом может отметиться прогоревший клапан, или свой след в виде односторонней окраски изолятора оставят закоксовавшиеся свечи и зеркало цилиндра с задирами.

Позднее зажигание

Скорость горения смеси ограничена вполне определённой величиной в зависимости от её качественного состава и степени сжатия. Если инициировать горение слишком поздно, а не за несколько градусов до верхней мёртвой точки, как положено, то полностью выгореть заряд не успевает, отправляясь через выпускной клапан разогревать выхлопную систему и оставляя чёрный нагар на свечах зажигания. Раннее зажигание ещё более вредно для мотора, но свечи оно не раскрашивает. Скорее просто уничтожает детонацией.

Неподходящий бензин

Эта проблема похожа на предыдущую. Топливо с разным октановым числом, помимо отличий по стойкости к детонации, имеет различную скорость горения. И если двигатель не может адаптироваться к большим отклонениям, то эффект будет тем же, сопровождаясь нарушением теплового режима свечей.

Но кроме детонационных свойств, топливо может быть просто некачественным. Всевозможные контрафактные бензины криминальной перегонки имеют в составе непригодные к использованию в современном двигателе тяжёлые фракции нефти и прочие примеси. Копоть от всего этого набора будет осаждаться на свечах, окрашивая их в уже известный цвет и быстро приводя в нерабочее состояние. А попытки изготовителей придать подделке детонационнную стойкость самыми дешёвыми присадками в большом количестве дополнительно обеспечат изоляторам красный оттенок. Тоже проводящий, поэтому нормально работать такая свеча уже не будет.

Дефекты свечей

Как возникающие при эксплуатации поломки и усталость материалов, так и изначальный заводской брак, делают свечу непригодной для стабильной работы. Всё это приводит к уже рассмотренному случаю пропусков зажигания со всеми последствиями. Самое распространённое — это увеличение зазора между электродами. Металл постепенно выгорает, искровой промежуток растёт и выходит за разумные границы. В конце концов, при определённых режимах напряжения разряда начинает не хватать для пробоя, и заряд уходит по более лёгкому пути, через наружный воздух или стекая по изолятору. Который, в свою очередь, на изношенной свече покрыт проводящими отложениями.

Похожим будет случай, когда свеча изначально подобрана с нарушениями заводских рекомендаций. Чаще всего это происходит в погоне автолюбителей за многоэлектродностью. Предполагается, что это повышает мощность и надёжность искрового разряда. Да, некоторые компании применяют такие свечи с завода.

Но там присутствует не более двух боковых электродов, к тому же использование данной особенности известной фирмой совершенно не изменяет спорность вопроса. Не всегда производители руководствуются технической целесообразностью. На практике же многоэлектродные свечи ничего хорошего не приносят.

Развитые боковые электроды экранируют разряд от топливной смеси, снижают надёжность искрообразования и вызывают образование копоти.

Помимо стационарных процессов, ведущих к загрязнению свечей чёрным налётом, бывают случаи разового покрытия углеродом. Например, отделение крупных кусков нагара от днища поршня, запуск двигателя при экстремально низкой температуре или разовый заброс масла в камеру сгорания. Со временем свеча очистится.

Но возникает вопрос – надо ли очищать свечи, покрытые нагаром, по мере устранения причины его образования или есть смысл заменить их комплектом на новые. Если свечи самые обычные, на основе никелевых сплавов, то их срок надёжной службы не превышает десятка тысяч километров. Такой комплект надо менять. Но если это дорогие платина и иридий, то такие приборы отличаются повышенной стойкостью.

После аккуратной очистки, желательно на специализированной пескоструйной машине, такая свеча будет не хуже новой, а экономия составит приличную сумму.

Источник: https://autobibikka.ru/chyornye-svechi-zazhiganiya-prichiny/

Налёт на свечах зажигания: диагностика и причины

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Свечи зажигания созданы для воспламенения воздушно-топливной смеси. Данное устройство работает в довольно тяжелых условиях, т.к. на них воздействуют разные химические вещества и тепловые факторы, включая температуру от искры при зажигании, температуру при сгорании смеси.

Основной опасностью для свечи зажигания является химическая реакция сгорания воздушно-топливной смеси, влияющая на свечу температурой и веществами сгорания. После каждого цикла сгорания, остается налет, рассказывающий о проблемах в системах мотора и о качестве топлива, заливаемого в автомобиль.

Налет или нагар, образующийся на свечи зажигания, в идеале должен быть светло-серым, иные оттенки нагара свидетельствуют о проблемах в моторе, о чем и поговорим ниже.

Периодичность замены свечей и основные причины налета

Свечи зажигания разняться по виду и по месту назначения, в автомобилестроении повсеместно используются искровые свечи зажигания, срок жизни которых определяется видом двигателя, видом топлива для мотора и рекомендациями производителя как автомобиля, так и свечей. Свечи зажигания для моторов, работающих на сниженном природном газе, работают не более 10 000 км пробега, тогда как свечи для дизельных моторов следует заменять через 12 000 км, а для бензиновых силовых агрегатов через 15-16 000 км, то есть каждое ТО.

Читайте также  Как поменять свечи на УАЗ патриот?

При возникновении проблем с мотором первое, что нужно сделать – провести диагностику свечей зажигания, т.к. именно они в 85% случае являются самой распространённой причиной возникновения вибраций при езде и при легком уводе автомобиля в сторону. Диагностику свечей можно произвести самостоятельно, воспользовавшись инструкцией по замене свечей зажигания. Вытянув одну из свечек, по налету можно определить вид проблемы существующей в системе авто, от чего свечка не в силах работать исправно. Различают следующие виды наслоенией на свечках по цвету:

  • Белый;
  • Красный;
  • Черный;
  • Желтый;
  • Коричневый.

Цвет нагара – это цвет сожжённой примеси, содержащейся  в топливе. В идеале, естественные примеси в хорошем топливе практически никак не откладываются на свечах, разве что в виде легких солевых отложений, дающие слегка сероватый цвет. Стоит отметить, что не только по цвету, но и по структуре и плотности нагара (налета) определяют проблемы в моторе.

Причин наслоения может быть вселенская туча, но из всего разнообразия выбора самыми распространенными являются:

  • Некачественное топливо;
  • Сбой в работе топливного фильтра;
  • Брак свечи;
  • Несоответствие свечи мотору.

Белый налет на свечах зажигания

Многие автолюбители при диагностике свечей ожидают увидеть черный смолистый нагар, сажу или еще, что страшнее, однако в 20% случаев нагар может быть белым. Белый налет на свечах зажигания свидетельствует о проблемах с качеством топлива и в значительном уменьшении топлива в смеси для сгорания, если белый налет немного шероховат на прикосновение, при глянцевом виде налета – причины в частом перегреве мотора. В первом случае проблемы почти не существует, стоит только почистить свечу и установить обратно, не мешало бы еще поменять заправку и бензин на качественный, во втором случае чисткой не обойтись. Основными причинами перегрева могут быть:

  • При условии, что свечка не подходит под данный тип двигателя;
  • Впускной трубопровод разгерметизирован, из-за чего воздух чаще забирается извне;
  • Проблемы с системой охлаждения, чаще из-за несвоевременной замены охлаждающего элемента;
  • Проблемы в работе радиатора;
  • Плохая калибровка зажигания.

Довольно часто случается, что на поверхности имеется не белый налет, а слегка желтоватый, что характерно для проблем с повышением температуры в камере сгорания при работе мотора на максимуме оборотов. Для предотвращения перегрева следует переключаться передачи ранее, чем мотор дойдет до 4 000- 5 000 оборотов в минуту.

Красный налет на свечах зажигания

Вторым по популярности налетом является красный. Этот тип налета в большинстве случаев не опасен и просто показывает наличие активных полезных примесей в горючем. В топливо сегодня добавляют огромное количество различных присадок и примесей для защиты внутренних компонентов двигателя и для лучшей возгораемости. Именно эти примеси и дают красноватый оттенок, бояться не стоит, если налет изменил только свет и не выглядит как скопление вещества.

Данный налет указывает на качество горю чего или масла. При насыщенно-красном примесей много дабы улучить качества топлива, но само горючее отвратного качества, светловато-красный налет говорит о минимальном количестве присадок и лучшем качестве топлива. Часто, налет может иметь вид ржавчины, но без скопления вещества. При налете красного цвета не стоит ремонтировать мотор или системы автомобиля, достаточно просто заменить бензин, масло и свечи.

Черный налет на свечах зажигания

Черный налет – самый опасный, он может быть выражен в виде налета и в виде нагара сажи, во втором случае с мотором все плохо и его нужно везти на СТО для диагностики и ремонта. Данный тип налета в 90% случае является самым распространенным вариантом отложений на свече.

Черный цвет в виде налета свидетельствует о сильно завышенном количестве топлива в воздушно-топливной смеси, что приводит к более быстрому износу механизмов мотора. В 8 из 10 случаев, когда на свече есть черный налет – это свидетельствует о существенных проблемах с мотором или топливным насосом.

Налет может быть разным и сопровождаться или нагаром или нахождением на свече других элементов, по типу моторного масла, не сгоревшего бензина и тд.

Теперь же разберёмся с типами черного налета:

  1. Сухой налет – не соблюдена пропорция содержания топлива и воздуха в смеси, что может свидетельствовать о:
    • проблемах с карбюратором;
    • проблемы с проходимостью в воздушном фильтре, из-за чего для смеси недостаточно воздуха, что приводит к превышению части топлива в смеси;
    • неисправности обогатителя;
    • низкой компрессии;
    • неисправность свечи, где искра не имеет достаточной силы для зажжения смеси.

  Маслянистый черный налет с нагаром

  • Черный налет с маслянистыми черно-коричневыми отложениями свидетельствует о том, что моторное масло просачивается в камеру сгорания и сгорает не полностью из-за недостаточной горючести. Обычно масло проникает из-за ослабления колец герметизации и клапанных колпачков.

Желтый налет на свече зажигания

Желтый налет на свече зажигания может быть следствием проблем с недостаточным количеством топлива в смеси для сжигания, пожелтение изолятора указывает на то, что топливо сильно обогащено свинцом, в этом случае лучше сменить топливо, масло мотора, промыть топливную систему и установить новые свечи.

Коричневый налет на свече зажигания

Коричневый налет на свече зажигания образуется при полном погружении свечи в бензин, что не позволяет нормально образоваться искре. Бензин заливает свечу полностью, не позволяя сгореть всему топливу и часть его, избавившись от лишней влаги, оседает на свече коричневым цветом. проблема – карбюратор или инжектор, не справляющиеся со своей работой по причине некачественного топлива или засорения от присадок.

Другие виды отложений на свечах их диагностика

При появлении слоя масла на юбке свечи, следует проверить клапан, т.к. он может не работать из-за полного засорения и из-за  деформации перегородок колец, из-за чего металлические частицы попадают в место сгорания. При сгорании топлива со стружками происходит приваривание металла к стенкам камеры, что влечёт потерю в производительности, а потом выливается в неработоспособность цилиндра. Помимо всего перечисленного, расход топлива увеличивается на 100-150%, главным решением неисправности станет капитальный ремонт мотора.

Если при длительной стоянке после заведения машины первый раз наблюдается  троение двигателя, при диагностике свечей имеется легкое маслянистое наслоение. Такое наслоение  – это следствие долгой стоянки, после прогрева проблема исчезает, и мотор начинает работать в обычном режиме. При диагностике стоит вытереть насухо свечи и установить их обратно, через 15-20 км пробега машину стоит еще раз продиагностировать, если на свече снова появилась маслянистая пленка – нужно ехать в СТО или в сервисный центр на диагностику и ремонт.

Источник: https://avtobrands.ru/nalyot-na-svechah-zazhiganiya-diagnostika-i-prichiny/

Нагар на свечах – причины возникновения — Украина

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Сервис поиска и онлайн-записи на автосервис2100 СТО150 заявок в день2100 СТО150 заявок в день

Нагар на свечах, как говорят в одном южном городе, всегда есть, был и будет, и никуда ты от этого не денешься, это закономерно и это нормально. Другое дело, что любому механику (да и опытному водителю со стажем) цвет свечей зажигания может многое сказать и о состоянии самих свечей, и о состоянии  цилиндропоршневой группы (о двигателе в целом). Да и о характере и опытности самого владельца автомобиля.

И это не шутка, не прикол. Установить состояние мотора, определить качество применяемых автовладельцем ГСМ (горюче-смазочных материалов), то есть моторного масла и бензина (солярки, природного газа), — можно. И это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.

О причинах появления нагара на электродах свечей, о способах борьбы с ним, а также о методах первичной диагностики двигателя по характеру и цвету нагара, мы и поговорим в этой статье.

Типы и разновидности состояния свечи

Механики и мотористы различают несколько типов состояния электродов свечей зажигания:

  • сухая свеча без нагара;
  • мокрая свеча;
  • черный глянцевый нагар;
  • черный бархатный нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) глянцевый нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) рыхлый бархатный нагар.

 Если моторист выкручивает и видит чистые сухие свечи, то это означает, что, во-первых, они были совсем недавно вкручены и их пробег может составлять всего одну-две тысячи километров. А во-вторых, с данным мотором не просто всё оk, а идеальное «оk». Зачастую свечи остаются чистыми и сухими порой и на гораздо более длительный срок и на весьма солидный пробег.

И такое довольно часто случается с тем автомобилем, где автовладелец с исключительной тщательностью следит за качеством ГСМ, попадающих в его двигатель. Кроме того, такой водитель никогда не «газует» и не «рвёт» двигатель. Большую часть времени мотор  работает на ровных средних оборотах и никогда не остается долго работать на холостых.

Такое редко, но случается, и мотористы с такими двигателями (и с такими автовладельцами) сталкиваются.

Мокрая свеча любому опытному водителю скажет, что карбюратор (или инжектор и форсунки) нещадно «переливают». Этот термин означает, что в цилиндры и в камеру сгорания попадает значительно большее количество топлива, чем это требуется для нормальной работы двигателя. Со временем эта, чрезмерно мокрая свеча однозначно покроется черным и, в начале, бархатным лохматым нагаром, который со временем закоксуется и превратится в твердый черный лаковый нагар. И двигатель остановится. Если не остановится еще раньше.

Черный нагар на свечах зажигания

В интернете довольно часто можно встретить утверждение, что, мол, черный —  наиболее распространенный вид нагара. Это неправда. Наиболее распространенными видами нагара являются как раз светлые тона, потому что грамотных автовладельцев, которые следят за своим четырехколесным имуществом, гораздо больше, чем неряшливых, невнимательных и неаккуратных водителей. И это статистика!

Систематическое прохождение регламентных ТО, плановая замена свечей и диагностика систем питания и зажигания позволяют поддерживать рабочее состояние свечей и всего двигателя весьма долгое время.    

Черные свечи, имеющие сухой рыхлый нагар, говорят о том, что большую часть времени двигатель работает на обогащённой топливной смеси. А «бархат» — это сажа, то есть не сгоревшие частицы топлива. Правда, это не всегда говорит о неисправности топливной системы, подобное обусловлено насыщенным городским неторопливым циклом движения в пробках и тянучках, когда и сам собственно расход «буквально растет на глазах»  — а, точнее, на панели приборов, — и двигатель больше работает на холостых. Именно в таких случаях бензина в цилиндры поступает больше, чем нужно. 

При диагностировании следует учитывать, что и карбюраторные и впрысковые моторы имеют различные исполнительные механизмы и управляющие программы  систем питания. Поэтому выявлять неисправности (если это действительно неисправности)  можно только в условиях специализированной СТО. Каждая из систем и каждая неисправность «лечится» различными методами, и в основном, на программном уровне.

В карбюраторном моторе чёрный нагар на свечах также указывает на  переобогащённую смесь, но методы ее устранения тут, естественно, иные. Иногда причиной может быть негерметичность  иглы и принимающего клапана под поплавком, иногда причина — некалиброванные жиклеры, но чаще всего — износ и люфты, а также замасливание и/или закоксовывание заслонки (или заслонок) карбюратора.  В относительно «современных» карбюраторах типа «Солекс» переобогащенная смесь может возникать из-за сбоев в работе электронного клапана холостого хода (система ЭПХХ), а также по многим другим причинам.

Черный маслянистый нагар появляется  из-за того, что в камеру сгорания попадает… моторное масло, и путей его проникновения  туда из системы смазки  — множество. Обычно неопытные водители начинают «лечение» с регулировки клапанов и замены маслосъемных колпачков, а когда это не помогает, тогда «сваливают вину» на просевшие поршневые маслосъемные кольца. А далее – по списку, который такому начинающему автовладельцу предложит ушлый моторист. А правильным направлением любого ремонта является предварительная диагностика, и проведена она может только при применении весьма специфического инструментария.

Из личного опыта

Грамотный моторист или просто опытный водитель может определить состояние двигателя (и тех же свечей зажигания) даже по состоянию… выхлопной трубы и по цвету самого выхлопа. Без вывинчивания свечей.

Например, серая сухая и черная, и даже при этом «слегка бархатистая», внутренняя поверхность  выхлопной трубы указывает на удовлетворительное состояние двигателя. А вот «толстый-толстый слой черного шоколада», остающийся на пальце, проведенном изнутри трубы, указывает на то, что двигатель «гонит масло». Случаются также еще и белый пар, и черный откровенно сажевый выхлоп, и серый выхлоп, но… тогда уже — к доктору,  то есть, в моторный цех профильного автосервиса.

Белый нагар на свечах зажигания

Подобный тип нагара указывает, скорее, на нормальное состояние двигателя и его систем. Белый нагар на свечах (и он, кстати, бывает светло-серым, светло-коричневым) — это нормально, однако и тут имеются нюансы.

Совсем-совсем откровенно белый нагар обычно появляется из-за бедной топливной смеси, а также (и особенно в карбюраторных моторах) из-за слишком большого угла опережения зажигания, выставленного на трамблёре (прерывателе-распределителе). Некоторые автомеханики также склонны считать, что «излишне бледный» цвет нагара может указывать на применение свечей, не соответствующих калильному числу, установленному производителем для этого типа моторов или вообще для конкретно этого двигателя. Подобное несоответствие «лечится» путем подбора правильных комплектующих, согласно регламентам завода-изготовителя данного автомобиля или данного двигателя.

Замечу в скобках

Гораздо большее внимание при выкручивании свечей нужно обращать не столько на цвет нагара, сколько на длину и состояние электродов свечей — центрального и бокового (или боковых).  Увеличенный зазор между ними может повышать перерасход топлива до 25 (двадцати пяти) процентов.

А это — на четверть нормы! 

Также следует обратить внимание на коричневый ободок изолятора свечи в районе ее резьбовой части. Наличие коричневого ободка говорит о том, что «свеча горит» или «свеча пробита». И эти последние два параметра куда существеннее, чем цвет нагара (хотя при диагностике двигателя и этим «симптомом» пренебрегать не следует).

Цветные нагары  

Читайте также  Как проверить сопротивление свечи зажигания мультиметром?

Да, в практике случаются и такие. Красный нагар  может указывать на то, что реализатор топлива для увеличения октанового числа бензина (а также с целью увеличения его цены) добавляет в него специальную присадку ферроцен, которая в своем  химическом составе имеет железо,  отсюда и цвет нагара. Цена подобной присадки, тем более для оптового закупщика, весьма заманчива, а водители реально отмечают, что «машина вдруг поехала».

Желтый и зеленый нагары также отмечаются на интернет-форумах и в разговорах с мотористами, но подобное явление не считается массовым, и рекомендация тут проста — смените место заправки своего автомобиля. Продавец топлива может использовать некие экзотические присадки, когда и «машина едет», и себестоимость топлива (для продавца) значительно падает. Подобные фокусы характерны для несетевых мелких АЗС, именно поэтому со всех страниц солидных автомобильных изданий звучат рекомендации типа: «Заправляйтесь на проверенных брендовых автозаправочных станциях».

Как почистить свечи зажигания

Наиболее эффективными опытные водители и механики считают два способа:

  • прожечь (прокалить) свечи;
  • отмочить свечи в растворе керосина, толуола и им подобных агрессивов.

Как почистить свечи зажигания, если это происходит в условиях производства? В кузнечном цеху, если такой есть на данной СТО, а также газовой горелкой либо паяльной лампой. Нагар при этом частью сгорает, а частью отваливается от электродов свечи, и его  остатки удаляют специальной железной щеткой, которой пользуются сварщики и  рихтовщики.

В домашних (гаражных) условиях пользуются той же паяльной лампой либо выкладывают свечи веером на бытовой газовой горелке. Остатки убираются так же щеткой либо наждачной бумагой.

Как часто нужно менять свечи зажигания

С одной стороны, существует старое шоферское правило — мол, нужно менять все свечи накануне зимы. С другой стороны, все современные автомобили, имеющие теперь не батарейное зажигание, а электронное, и работающие на свечах последних поколений, умеют беспроблемно и без их замены проехать и две и даже порой три-четыре зимы. Поэтому рекомендация тут проста и однозначна — все подобные регламенты прописаны в ваших Сервисных книжках и Инструкциях по эксплуатации, включая не только сроки и пробеги, но и типы свечей, рекомендованные производителем автомобиля.

Однако наиболее верным решением будет (в случае начинающихся проблем) обратиться на станцию техобслуживания профильную  вашей марки автомобиля. Найти и выбрать ближайший к вам и нужный вам «правильный» автосервис поможет сайт Аutоbооkіng.

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Нужна замена свечей зажигания? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже:

От Сергей Жебаленко — 26 января 2019

Источник: https://autobooking.com/ru-ua/news/nagar-na-svechah-prichiny-vozniknoveniya

Нагар на свечах зажигания автомобиля

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

На современных автомобилях, оснащенных большим количеством электроники, проводить диагностические работы не составляет особого труда. Все неисправности в работе той или иной системы фиксируются датчиками и записываются в память электронного блока управления. И все, что нужно для выявления неисправности – подключить сканер и по коду ошибки определить, где возникла неисправность.

Но не всегда и нужен сканер для диагностики авто, поскольку о появлении проблем просигнализирует сам двигатель, точнее некоторые его составные элементы, среди которых и свечи зажигания. Примечательно, что по этим вроде и незначительным элементам диагностировалась работа силовой установки еще до оснащения моторов всевозможными датчиками и другой электроникой.

Особенности диагностики двигателя по свечам зажигания

Свечи зажигания действительно могут внешним видом электродов и наличием нагара на нем «рассказать», что происходит в камерах сгорания двигателя. Но нужно еще правильно понять, о чем сигнализируют свечи. К тому же такая диагностика требует соблюдения определенных правил, иначе полученные данные будут недостоверными.

Сам процесс диагностики – проще некуда. Выкрутили свечки и внимательно их осмотрели, и на основе того, как они выглядят, выяснили, как проходит процесс сгорания в цилиндрах. Вот только, если не учесть некоторые особенности, то диагностирование будет далеко не точным.

Самые достоверные данные свечки могут дать только после длительной поездки. Но часто многие водители действуют по-иному. Утром они запускают силовую установку и, заметив появление перебоев, сразу же выкручивают свечи.

С одной стороны, это действие правильное. Если двигатель не заводится (но при этом стартер крутит бодро, и никаких сторонних звуков нет) или же работает не так, как нужно, следует искать причину в двух системах – зажигания и питания. И естественно, в первую очередь все выкручивают свечки. Но это позволяет оценить только работоспособность этих элементов.

Но с другой стороны, диагностика по нагару на свечах будет очень неточной. Пока двигатель не выйдет на оптимальный температурный режим, в цилиндры будет подаваться обогащенная смесь, которая обеспечит появление достаточно сильного черного нагара. Далее уже, если в цилиндрах все процессы проходят нормально, свечи самоочистятся.

То есть, на холодном двигателе свечи всегда будут иметь черный нагар, и не стоит его воспринимать как появления проблем. Чтобы  информация была максимально точной, необходимо, чтобы двигатель поработал на всех режимах, поэтому следует проводить их осмотр после поездки.

А теперь к тому, как же может помочь осмотр свечек зажигания в определении состояния силовой установки. Здесь все просто — если имеется хоть какое-то нарушение, то на них будет образовываться нагар, причем самых разных цветов, возможно обнаружение следов технических жидкостей или же дефектов. Вот на основе всего этого и можно понять, что не так в работе силовой установки.

: Диагностика двигателя по состоянию свечей зажигания

Итак, автомобиль проехал некоторое расстояние (15-20 км), и если после выкручивания свечек обнаружено, что на электродах светло-коричневый, «кирпичный» (цвет красного кирпича), то с двигателем все в порядке – системы функционируют нормально, процессы в камерах сгорания не нарушены.

Но такой оттенок бывает далеко не всегда. Часто после выкручивания обнаруживается, что свечи имеют следующий окрас:

Помимо нагара разных цветов на электродах можно обнаружить следы:

  1. Бензина;
  2. Масла;
  3. Зольного налета;
  4. Эрозии.

И каждое несоответствие нормы имеет свои причины. Поэтому простой осмотр свечек и может помочь в определении неисправности или нарушения работы систем и механизмов, причем еще на раннем этапе и устранить их до появления серьезных проблем.

Причины образования налетов и копоти на свечах

Черный нагар и причины его появления

Как уже отмечено, черный нагар является следствием подачи обогащенной смеси. Но если до выхода силовой установки на оптимальный температурный режим такое соотношение компонентов смеси является нормальным, то обнаружение бархатистых черных отложений на электродах после длительной поездки указывает на появление проблем в работе системы питания. Произойти это может из-за:

  • неправильной регулировки карбюратора;
  • сбоя в ЭБУ инжекторного мотора;
  • неисправностей датчиков (в результате чего блок управления начинает работать в аварийном режиме);
  • сильного засорения воздушного фильтра.

Таблица, в которой показано, какие бывают нагары на свечах и причины их появления

: Свечи зажигания азбука для неопытных и самодиагностика

В карбюраторном двигателе обеднение смеси часто происходит из-за подсоса воздуха в системе питания, в инжекторном же такой нагар дает все тот же сбой в работе ЭБУ. Дополнительно причиной белого цвета свечек может стать некачественный бензин. Такой нагар дают и проблемы в системе зажигания, точнее – несоответствие угла опережения зажигания.

Электроды красного цвета

Нагар красного цвета на свечах – явление не очень частое, и причина его появления кроется в бензине. «Не чистые на руку» поставщики топлива для повышения октанового числа добавляют в бензин присадки на основе металлических соединений (чаще всего – свинца). В процессе сгорания в цилиндрах эти присадки окисляются и оседают в виде нагара красного цвета. При этом происходит нарушение искрообразования свечек, из-за чего появляются перебои в работе силовой установки.

Эти присадки также оказывают негативное воздействие и на другие составные элементы, поэтому при обнаружении такого нагара недостаточно сменить бензин, желательно провести более глубокую диагностику состояния силовой установки с применением специализированного диагностического оборудования.

Следы технических жидкостей на свечах зажигания

Следы бензина – результат неработающей или функционирующей с перебоями свечки. При этом в цилиндре искра не возникает и топливо просто не сгорает, а вылетает в трубу, а также оседает на элементах, установленных в камере сгорания, включая и свечку.

Сильно заметные следы масла на электродах свечей является результатом попадания в камеры сгорания чрезмерного количества смазочного материала. Происходит это в случае сильного износа цилиндропоршневой группы или же маслосъемных колпачков и направляющих клапанов. Из-за этого в камеру сгорания проникает масло в недопустимых количествах.

Источник: https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/nagar-na-svechah-zazhiganiya-avtomobilya/

Диагностика ДВС по свечам зажигания

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

В данной статье мы рассмотрим способы сделать диагностику работы инжекторного двигателя по внешнему виду свечей зажигания. Рассмотрим причины появления черного нагара, зольных отложений на свечах зажигания.

ДВС в хорошем состоянии

На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему — это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.

Черный нагар и повышенный расход

На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

Белый нагар и обедненная смесь

На фото №3 наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи(фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания — прямой путь к прогару выпускных клапанов.

Красный нагар и избыток присадок

Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото №4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.

Желтый налет и долгая стоянка

Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние масло отражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.

Поломка клапанов проблемы с цилиндрами

Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.

Разрушение центрального электрода и детонация

Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча.

Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка).

Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.

Зольные отложения и залегание колец

Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния масло отражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

Разрушение керамического изолятора свечи зажигания

Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.

Разрушение и эрозия электрода свечи зажигания

Как не странно, многие неисправности связанны с неправильным подбором свечи зажигания по автомобилю. Часто экономия средств на покупку свечей и подбор дешевых аналогов влечет за собой дорогостоящий ремонт двигателя авто.

Источник: https://autozona54.ru/statyi/polezno-znat/diagnostika-dvigatelya-po-svecham-zazhi.php

Нагар на свечах зажигания, как средство диагностики

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Свеча автомобиля служит для образования искры со скоростью до 15 разрядов в секунду. Цвет нагара, образовывающегося на контактах, точно указывает на проблемы автомобиля.

Организацию слаженной работы двигателя внутреннего сгорания обеспечивают дополнительные системы:

  • зажигания;
  • подачи топливной смеси;
  • охлаждения и смазки;
  • вывода отработанных газов
  • и др.

Каждая из этих систем, прямо или косвенно, влияет на скорость и качество сгорания топлива в цилиндрах двигателя. В результате химических реакций на свечных электродах образовывается налет. В зависимости от качества горючий смеси, времени образовании искры, ее мощности и длительности изменяется кинетическая энергия, двигающая поршень двигателя.

Диагностика по цвету налета электродов свечей

Легкий светло-коричневый (желтый) цвет налета на электродах говорит о нормальной работе двигателя и интегрированных с ним устройств. Но, в некоторых случаях нагар на свечах зажигания может быть черным, белым или красным.

Читайте также  Признаки что пора менять свечи зажигания?

Почему свечи зажигания черные догадаться легко, но определить истинную причину неисправности сложнее. Среди основных причин сгорания смеси с образованием избыточного остатка сажи:

  • нарушение герметичности системы газораспределения (неплотное прилегание клапанов);
  • позднее зажигание (топливная смесь не успевает сгореть полностью);
  • попадание моторного масла в камеру сгорания;
  • избыточная топливная смесь из-за неисправностей карбюратора или инжектора (недостаток кислорода);
  • засорение воздушного фильтра.

Основная причина появления черного налета может быть только из-за неэффективного сгорания топлива по причине попадания в него масла, снижения количества кислорода или несвоевременного искрообразования.

Белый нагар на свечах зажигания образуется по другим причинам. Он говорит об обедненной топливной смеси, подаваемой карбюратором или инжекторами в цилиндр. Можно говорить о том, что система не подает достаточного количества топлива или смесь перенасыщена кислородом.

Автомобиль в таких случаях плохо заводится, но на повышенных оборотах идет выше среднего. Такой режим работы, может быть, и нравится любителям быстрой езды, но приводит к прогоранию цилиндров и плавлению металлических частей свечей из-за повышенной температуры в камере сгорания.

Красный нагар на свечах зажигания показывает, что вы перестарались с использованием топливных присадок, содержащих металл, или используете бензин с повышенным октановым числом путем добавления добавок.

Опасность красного налета заключается в том, что, со временем, между электродами свечи образовывается токопроводящий слой из железа, блокирующий образование искры и приводящий к короткому замыканию в системе зажигания.

Техническое обслуживание свечей зажигания

Если вы отъездили на одних и тех же свечах более чем 30-40 000 километров, то даже при исправной системе зажигания, они начнут барахлить. На электродах образовывается налет и оксид железа, мешающий образованию искры. Кроме того, металл, выгорая, увеличивает расстояние между электродами, что усложняет искрообразование.

Обычно свечи зажигания после длительной эксплуатации меняют, однако в некоторых случаях можно продлить их срок службы. Для этого достаточно почистить контакты. Но если только почистить нагар, эффект может быть отрицательным из-за увеличения зазора между электродами.

Восстановить номинальный зазор можно подогнув верхний электрод свечи, контролируя его с помощью специального щупа.

Щуп для измерения зазоров

Следует обратить внимание и на состояние изоляторов. Если изолятор имеет трещины или другие механические повреждения, то свеча подлежит замене. Наличие масла и грязи на изоляторе недопустимо. Это снижает эффективность изолятора, снижая сопротивление электрическому току. Его поверхность должна быть очищена.

Если поверхность изолятора покрыта масляным налетом, то возможно, что свечи не плотно закручены. Их необходимо выкрутить, очистить посадочные места, контакты, изолятор и вкрутить заново с помощью динамометрического ключа. В таблице 1 приведены значения крутящего момента в зависимости от вида свечей и материала головки.

 Свеча зажигания с плоской посадкой (с уплотнением)Свеча зажигания с конической посадкой
Материал головки цилиндра Диаметр резьбы Диаметр резьбы
18 мм 14 мм 12 мм 10 мм 18 мм 14 мм
Чугунная головка 35-45 Нм 25-35 Нм 15-25 Нм 10-15 Нм 20-30 Нм 15-25 Нм
Алюминиевая головка 35-40 Нм 25-30 Нм 15-20 Нм 10-12 Нм 20-30 Нм 10-20 Нм

Устранение причин неудовлетворительной работы системы зажигания

Основной причиной недостаточного сгорания топлива в цилиндре является неправильно приготовленная топливная смесь. В автомобилях старых моделей за качество смеси отвечал карбюратор. Устройство обеспечивало:

  • обогащение топлива кислородом;
  • дозирование кислорода в топливе;
  • рециркуляцию отработанных газов;
  • подачу топливной смеси в цилиндры ДВС.

Основными регулировками состава горючего являются винты качества и количества. Первый определяет количество кислорода в бензине, второй количество бензина. Свеча, покрытая белым налетом, говорит о том, что карбюратор перенасыщает топливо кислородом.

Во многих случаях достаточно покрутить винт качества или отрегулировать дроссельную заслонку для устранения проблемы. Но может быть придется заменить дозирующий жиклер карбюратора или очистить его от загрязнений. Жиклеры изготавливаются из мягкой меди, поэтому очистить его, не повредив, непросто.

Следует использовать мягкую проволоку или сжатый воздух. Отверстие можно очистить, вымочив в течение нескольких часов в бензине или других растворителях.

Также карбюратор может подавать недостаточное количество кислорода в топливо. Смесь не полностью сгорает и на свечах образовывается черный налет. Восстанавливается нормальная работа карбюратора регулировкой.

Несколько другая ситуация с автомобилями оснащенными системой подачей топлива с инжекторами. Цвет нагара свечей реагирует на качество топливной смеси, так же как и в карбюраторных системах. Но инжекторы в современных автомобилях регулируются только при помощи компьютерных технологий с использованием специализированного ПО. Диагностировать неисправность, по цвету свечи возможно, но установить правильный угол зажигания и соотношение компонентов горючей смеси самостоятельно вряд ли удастся, этот удел сервисных центров.

Заключение

Если вы обнаружили, что снизилась мощность автомобиля, ухудшилась приемистость, замедлилась реакция на положение педали газа, то может быть необходимо проверить свечи. Их цвет покажет, если не на конкретную неисправность, но на направление, в котором искать причину нестабильной работы двигателя. Цвет нагара свечи, отличный от светло-коричневого, – это первый признак неисправности топливной или газораспределительной систем

Источник: https://opuske.ru/svechi-zazhiganiya/nagar-na-svechax-zazhiganiya-kak-sredstvo-diagnostiki.html

Нагар на свечах зажигания: черный, белый, красный – причины и что делать

Что означает черный нагар на свечах зажигания?

Опытные автомобилисты по вешним проявлениям в машине могут определить поломку. Одним из таких методов является анализ нагара на свечах. Определенный цвет нагара говорит о конкретной неисправности. Мы расскажем, почему свечи зажигания черные и от чего появляется на них налет. Будут рассмотрены способы чистки свечей зажигания.

Предварительно следует выявить причины черных свечей зажигания. Ситуаций может быть несколько: налету подвергаются все свечи или только одна. Признаком является и то, что деталь почернела только с одной стороны. Степень и интенсивность образования нагара зависит от ряда параметров, а именно:

  • Образование налета на новой свече происходит после 200-300 километров езды. Рекомендуется ездить максимально равномерно, избегая агрессивного стиля езды, чтобы объективно оценивать состояние компонентов.
  • На объем, а также цвет нагара напрямую влияет качество топлива. Если параллельно с поломкой вы используете низкокачественной бензин, определить причину по цвету нагара будет проблематично.
  • Неправильно установленные обороты холостого хода в карбюраторном авто также влияют на параметры нагара.

Перейдем к причинам появления нагара. Мы привели максимально полный список для водителей:

  • Появление нагара только с одной стороны. Здесь причиной является прогар клапана. Налет образовывается на свече снизу у бокового электрода.
  • У свечи неправильно выбрано калильное число. Если оно меньше необходимого, вы заметите изменения формы конуса нагара, если параметр больше, то черной будет только верхняя часть.
  • Равномерный черный нагар по всей детали. Причина – позднее зажигание.
  • Черный нагар на свечах зажигания инжектора. Здесь возможна некорректная работа датчика (расхода воздуха), разгерметизация форсунок (попадание топлива в цилиндр даже при закрытых форсунках). Также неверная регулировка карбюратора является причиной обильного налета на свечах.
  • Черный нагар на свечах зажигания карбюратора может означать поломку или износ компонентов экономайзера мощностных режимов.
  • Изношенный или полностью забитый воздушный фильтр.
  • Неисправности в системе зажигания. Здесь стоит проверить угол зажигания, высоковольтные магистрали, трамблер, катушку.
  • Поломка топливного регулятора.
  • Недостаточный уровень компрессии в определенном цилиндре.
  • Черный налет может быть разным, о чем мы поговорим далее.

Маслянистый черный нагар

Его легко обнаружить, так как налет характерно поблескивает, как масло. Если вы столкнулись с конкретно таким типом, рекомендуем в первую очередь проверить элементы цилиндропоршневой группы:

  • поршневые кольца;
  • маслосъемные колпачки;
  • направляющие втулок клапана.

Рекомендуется произвести замену износившихся деталей.

Черный бархатисто-матовый

Как правило, такой нагар образовывается из-за попадания в цилиндр смеси слишком обогащенной бензином. При диагностике проверку начать стоит со следующих компонентов:

  • непосредственно свечи (убедитесь в их совместимости с вашим мотором);
  • проверка установленных параметров карбюратора;
  • воздушный фильтр.

Это основной список причин появления черного нагара. Как видно, налет подобного цвета является самым распространенным, поэтому диагностировать причину труднее всего. С «цветным» нагаром ситуация немного проще.

Нагар красного цвета

Красный цвет может появляться из-за марганца или свинца. Эти вещества содержаться в разнообразных присадках. Если водитель слишком злоупотребляет ими, рекомендуется исключить их применение или уменьшить. Автовладельцам стоит при обнаружении нагара заменить свечи и жидкость (масло или топливо), в которую добавлялась присадка.

Белый нагар

Аналогично черному визуально можно выделить несколько типов белого налета, о которых будет рассказано далее.

Глянцевый белый

При обнаружении подобного нагара следует срочно заняться решением проблемы. Он говорит о воздействии высоких температур. Перегреваться может как свеча, так и компоненты мотора. Причина перегрева – некорректная работа системы охлаждения. Дополнительно причинами могут стать:

  • обедненная топливная смесь;
  • подсос воздуха;
  • неправильно настроенное зажигание;
  • использование в моторе неподходящих свечей.

Слабовыраженный белый

Проблема кроется в топливе. Для диагностики рекомендуем очистить свечи, при этом залить другое топливо (более качественное). В большинстве ситуаций переход на другой бензин решает проблему.

Что делать при появлении нагара

Как только вы обнаружили нагар на свечах, попытайтесь идентифицировать его цвет и тип согласно информации, представленной выше. Это поможет приблизительно выявить источник проблемы. Даже если вы никогда не ремонтировали свой авто, не спешите обращаться в автосервис. Чтобы не выглядеть в нем неосведомленным водителем, при этом избежать обмана со стороны механиков, рекомендуем попытаться диагностировать источник нагара самостоятельно.Если нагар появился только на одной свече, поменяйте местами грязну и чистую.

Проблема практически идентифицирована при появлении нагара на чистой свече. Здесь дело в самом цилиндре. При появлении налета на каждой из свечей, конечно же, ориентируйтесь на цвет и характер нагара. Часть проблем решается элементарной сменой топлива или воздушного фильтра.

Если предполагается работа с компонентами цилиндропоршневой группы, рекомендуем обратиться в специализированный техцентр. Не пренебрегайте сервисом, если обнаружился перегрев свечей.

Данная проблема может привести к необходимости капитального ремонта, стоимость которого существенно опустошит ваш кошелек.

Масляные отложения

Если вы занимаетесь самодиагностикой, определить источник проблемы в отдельных случаях проще. Черные маслянистые свечи – одна из таких ситуаций. Характерными симптомами также являются:

  • проблемный запуск мотора;
  • пропуски в работе определенных цилиндров;
  • дергания и «чихи» двигателя;
  • синеватый дым из выхлопной трубы.

Если все это наблюдается в вашей машине, значит, в цилиндре попадет масло. Если оно идет через низ, тогда проблема в поршневых кольцах. Водителю понадобится раскосовка двигателя или полный капитальный ремонт. Масло также может идти из ГБЦ через верх. Решение простое и недорогое – замена маслосъемных колпачков. Процедура незатруднительная, поэтому водители могут попробовать самостоятельно в гараже заменить эти детали.

Отложения на изоляторе

Водители часто сталкиваются с эффектом, который называется «троение». Он обозначает, что один из цилиндров (или несколько) неработоспособны. Термин возник во времена, когда повсеместно использовались четырехцилиндровые моторы. Когда из 4 цилиндров работали только три, появился термин «троит». В такой ситуации характерным признаком является нагар на изоляторе. Необходимо почистить свечи или установить новые. Если «троение» мотора не исчезло, необходима более детальная диагностика у специалистов.

Чистка свечей от нагара

Появление нагара требует от водителя не только рассмотрения причины и ее удаления, но и чистки свечей, если предполагается их дальнейшее использование. Налет будет появляться в любом случае, поэтому осматривать свечи зажигания автомобилистам рекомендуется каждые 10 тысяч километров пробега. Рекомендуем проводить осмотр совместно с заменой масла. При обнаружении вышеописанных симптомов осмотр свечей следует сделать вне очереди.

Некоторые водители для чистки используют «дедовский» метод (наждачной бумагой). Очищать электроды этим способом крайне не рекомендуется. Современные свечи имеют тонкий защитный слой, который быстро сотрется. В особенности это происходит у иридиевых изделий, где тонким слоем этого металла покрыт центральный электрод. Не используйте нож, шило или отвертку. Они нанесут глубокие царапины, которые станут причиной появления ржавчины.

Перед началом процедуры обязательно подготовьте весь необходимый инвентарь:

  • средство для удаления ржавчины и налета;
  • небольшая пластиковая посуда (желательно использовать одноразовую, например, стаканчики):
  • зубная щетка или кисточка для рисования (только жесткий ворс);
  • ветошь.

Чтобы полностью очистить черные свечи зажигания, выполняйте последовательно шаги следующей инструкции:

  1. В пластиковый стакан или аналогичную посуду налейте чистящее средство.
  2. Уровень жидкости следует выровнять так, чтобы электроды свечей были полностью погружены в состав. Изолятор не погружается.
  3. Оставьте в моющем средстве детали на половину часа.
  4. Поочередно доставайте свечи. Щеткой (кисточкой) чистите поверхность от нагара. Выполните промывку от налета в теплой воде.
  5. Тщательно удалите всю влагу с помощью подготовленной ветоши.
  6. Финальная сушка. Положите свечи на батарею или используйте фен для удаления влаги.

После этого их можно ставить обратно на посадочные места. В качестве альтернативы моющему средству водители могут приготовить 20% раствор ацетата аммония. Можно применить средство для чистки раковин, раствор лимонной кислоты или столовый уксус. Распространено применение Coca Cola и аналогичных средств. Такие напитки эффективно растворяют ржавчину и нагар. Помните, что для разных составов необходимо различное время (например, в ацетоне или уксусе детали должны лежать минимум 1 час).

В специализированных автомастерских используется ультразвуковой метод очистки. Свечи частично помещаются в ванну со специальным раствором. После на них воздействуют ультразвуком, который отслаивает любой налет. Это профессиональная чистка, за которую придется заплатить, но она крайне эффективна. Если стоимость процедуры превышает цену на свечи, тогда рационально приобрести новый комплект.

Стоит учитывать, что при чистке химически активные вещества могут попасть и электроды, повредив защитный слой. Исключить это можно несколькими способами: металлические поверхности рекомендуется обработать WD-40 или закрыть пластиковой упаковкой.

Теперь вы знаете, когда и по каким причинам возникает черный, а также другие типы нагара. Методы противодействий напрямую зависят от типа налета. Обязательно выявите причину и замените свечи.

Если детали относительно новые, выполните качественную чистку приведенным методом. Помните, что очищенные свечи работают эффективнее в среднем на 10-15 процентов.

Источник: https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/nagar-na-svechakh-zazhiganiya-chernyj-belyj-krasnyj-prichiny-i-chto-delat